Как следует из данных Банка России за 9 месяцев 2022 года, сборы страховых компаний через страховых брокеров составили 66,2 млрд рублей, что на 7% больше, чем годом ранее ( 61,8 млрд рублей). При этом в целом сборы через страховых посредников сократились на 14,5% - с 998,6 млрд по итогам 9 месяцев 2021 года до 853,6 млрд рублей по итогам 9 месяцев текущего года. Средняя комиссия страховых брокеров традиционно стала самой низкой среди основных каналов продаж и составила 13,4% (годом ранее - 12,2%). Об этом сообщила глава Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Рост сборов по итогам 9 месяцев 2022 года наблюдается только через канал страховых брокеров. Существеннее всего сократились сборы через автодилеров - по итогам 9 месяцев 2022 года они стали на 28% ниже, чем годом ранее (36,4 млрд рублей за 9 месяцев 2022 года против 50,6 млрд рублей годом ранее). Средний размер комиссии в этом канале составил 35,6% (годом ранее - 42,8%), а общий размер комиссионного вознаграждения по итогам 9 месяцев оказался равен 13,0 млрд рублей (на 40% меньше, чем годом ранее - 21,7 млрд рублей). «Снижение сборов в этом канале продаж абсолютно закономерно и вызвано резким снижением продаж новых автомобилей», - пояснила Катерина Якунина.
На втором месте по уровню сокращения сборов - кредитные организации, сборы в этом канале по итогам 9 месяцев 2022 года составили 381,3 млрд рублей против 507,5 млрд рублей годом ранее (снижение на 25%). Средний размер комиссии кредитных организаций составил 33,6% (годом ранее - 39,9%), а общий размер вознаграждения по итогам 9 месяцев 2022 года составил 128 млрд рублей (на 37% меньше, чем годом ранее - 202,3 млрд рублей).
На 7% сократились сборы через посредников-юрлиц (специализированных агентов и прочих юрлиц): со 119,6 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2021 года до 111,1 млрд рублей по итогам 9 месяцев этого года. Средний размер комиссии составил 32,9% (годом ранее - 35,1%), а общий размер комиссионных - 36,6 млрд рублей против 42 млрд рублей годом ранее (сокращение на 13%).
На 4% сократились сборы прочих каналов продаж (лизинговые компании, медицинские организации, почтовые отделения, другие страховые компании, туроператоры) - с 18,4 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2021 года до 17,6 млрд рублей в текущем году. Средняя комиссия в этом канале продаж составила 22,8% (годом ранее - 23,4%), а общий размер комиссионного вознаграждения по итогам 9 месяцев 2022 года оказался равен 4,0 млрд рублей (годом ранее - 4,3 млрд рублей, снижение на 7%).
Практически без изменений остались сборы через агентов-физлиц - 241 млрд рублей по итогам 9 месяцев 2022 года против 240,8 млрд рублей за аналогичный период годом ранее. Средний размер комиссии составил 19,5% (годом ранее - 19,0%), а совокупный размер комиссионного вознаграждения вырос на 3% - с 45,6 млрд до 46,9 млрд рублей.
Сборы через страховых брокеров по итогам 9 месяцев 2022 года выросли на 7% по сравнению с прошлым годом - с 61,8 млрд до 66,2 млрд рублей. Средний размер комиссии в этом канале традиционно оказался самым низким среди всех основных типов посредников и составил 13,4% (годом ранее - 12,2%), а совокупное комиссионное вознаграждение увеличилось по итогам 9 месяцев 2022 года на 18% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом - с 7,5 млрд до 8,9 млрд рублей.
«Мы видим, что среди основных каналов продаж страховые брокеры - единственные, кто показал рост в это экономически непростое время. Это связано, в первую очередь, с тем, что сейчас стали гораздо более востребованы сложные страховые продукты, которые являются сильной стороной профессиональных страховых брокеров. И клиенты, и страховщики стали гораздо придирчивее относиться к рискам, которые покрываются договором страхования, оценкой их вероятности и целесообразности включения в покрытие, а также стали внимательнее к различным дополнительным условиям договора, влияющим на его цену», - сказала Катерина Якунина.