Как следует из данных Банка России за 1 квартал 2022 года, сборы страховых компаний через страховых брокеров составили 21,9 млрд рублей, что на 13% больше, чем годом ранее (19,4 млрд рублей). Это самый заметный рост среди всех посреднических каналов. При этом средняя комиссия страховых брокеров традиционно стала самой низкой среди основных каналов продаж и составила всего 10,6% (годом ранее - 11%). Совокупное вознаграждение страховых брокеров по данным Банка России составило 2,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению аналогичным периодом 2021 года на 10% (в 1 квартале 2021 года - 2,1 млрд рублей). Об этом сообщила глава Совета АПСБ Катерина Якунина.
В целом сборы страховщиков через страховых посредников в 1 квартале 2022 года составили 255,8 млрд рублей, что на 15% ниже, чем за аналогичный прошлогодний период (302,1 млрд рублей). На них пришлось 57% всех сборов (совокупные сборы страховщиков в 1 квартале 2022 года составили 452 млрд рублей). Годом ранее на страховых посредников приходилось 69% всех сборов. Такое снижение этого показателя в 1 квартале 2022 года вызвано, в первую очередь, резким снижением сборов страховщиков через банки (сборы снизились со 151,2 млрд р. в 1 квартале 2021 года до 99 млрд р. в 1 квартале 2022 года), что, в свою очередь, явилось следствием снижения выдачи ипотеки, пояснила Катерина Якунина.
Самая высокая средняя комиссия по итогам 1 квартала 2022 года зафиксирована у автодилеров - она составила 40,6% (годом ранее - 39%). Через них собрано 14,8 млрд рублей (по итогам 1 квартала 2021 года -15,6 млрд р. рублей, снижение на 5%), а их вознаграждение составило 6,0 млрд рублей (столько же было и годом ранее).
На втором месте по размеру среднего комиссионного вознаграждения - посредники-юрлица (специализированные агенты и прочих юрлица), она составила 33,1% (годом ранее - 35%). В первом квартале 2022 года через них было собрано 38,2 млрд рублей, что на 10% больше, чем годом ранее (34,7 млрд рублей). Их совокупное вознаграждение составило 12,6 млрд рублей (годом ранее - 12,1 млрд рублей, рост на 4%).
На третьем месте кредитные организации, ранее занимавшие по этому показателю первое или второе место. Их среднее комиссионное вознаграждение составило в 1 квартале 2022 года 32,8% (годом ранее - 41%). Сборы через кредитные организации в 1 квартале 2022 года составили 99 млрд рублей, снизившись по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом сразу на 35% (в первом квартале 2021 года они составили 151,2 млрд р). Совокупное вознаграждение составило 32,4 млрд рублей (годом ранее - 62 млрд рублей, снижение на 48%).
На четвертом месте по размеру средней комиссии среди ключевых каналов продаж оказались агенты-физлица, их средняя комиссия составила 19,8%. Посредством агентов-физлиц в 1 квартале 2022 года было собрано 75,9 млрд рублей страховых премий, что практически совпадает с показателем 1 квартала 2021 года (76 млрд рублей). Вознаграждение агентов-физлиц составило в 1 квартале 2022 года 15 млрд рублей против 16 млрд рублей годом ранее.
Средняя комиссия прочих каналов продаж (лизинговые компании, медицинские организации, почтовые отделения, другие страховые компании, туроператоры) составила 21,5%, через них страховщиками было получено 1,3% всех страховых премий или 6,0 млрд рублей страховых премий, что на 18% больше, чем годом ранее (5,1 млрд рублей). Совокупное вознаграждение составило 1,3 млрд рублей (в 1 квартале 2021 года - 1,1 млрд рублей, рост на 18%).
«В нынешних непростых условиях ведения бизнеса основные компетенции страховых брокеров, касающиеся работы со сложными страховыми продуктами и урегулированию убытков по ним, остаются востребованными рынком. Это подтверждает и тот факт, что сборы страховщиков через страховых брокеров выросли несмотря на то, что большая часть каналов продаж заметно просела», - сказала Катерина Якунина.