В октябре 2020 года в сметную стоимость объектов строительства вернулась строка о затратах на страхование строительно-монтажных рисков. Как рынок отреагировал на возвращение страхования, рассказал порталу Коринс.ру генеральный директор брокера «Ростеха» компании «РТ Страхование» Николай Галушин.
Вопрос 1. Какими были итоги первого квартала 2021 года в целом по стране: сколько было заключено договоров страхования в целом по рынку и какова премия?
– Давайте внесем ясность. Можно только экспертно определить размер сегмента рынка страхования СМР. Это связано с тем, что этот вид страхования в отдельную учетную группу не попадает. Все премии по страхованию СМР попадают в «страхование иных видов имущества юридических лиц». Соответственно, в публикуемой Банком России отчетности субъектов страхового дела не выделяются премии по СМР. И еще важно – приказ Минстроя 2014 года не перечеркнул страхование строительно-монтажных рисков в стране полностью. Все проекты, которые строились без привлечения государственного финансирования, сохранили страхование СМР.
Со временем рынок, который очень сильно просел, после исключения расходов на страхования из сводно-сметного расчета строительных проектов по государственным стройкам, начал восстанавливаться за счет постепенного роста объемов по негосударственным проектам. А отдельные, крупные проекты – например, Сила Сибири, Ямал СПГ, ряд других – приводили к тому, что в отдельные годы страховые премии по СМР крупных проектов оказывали влияние на весь сегмент рынка страхования имущества юридических лиц и на объемы по исходящему перестрахованию.
Включение расходов на страхование в сметы государственных строек не приведет к взрывному росту объемов по страхованию СМР. Причин тому несколько: 1) не так много крупных государственных проектов строится одновременно, 2) часть проектов, по которым работы уже начались, а все сметы согласованы не смогут включить расходы на страхование в состав смет, 3) строительные проекты, финансируемые за счет государственных средств предполагают достаточно длительный процесс согласования смет в Главгосэкспертизе и других ведомствах, что влияет и на сроки начала реализации проектов, и на заключение договоров страхования. В этой связи я вообще не предполагаю, что в 2021 году мы увидим какие-то существенные изменения на рынке, связанные с возвратом страхования в сметы государственных строек.
Вопрос 2. Насколько активно клиенты включились в страхование? Какие компании в первую очередь? Каков сегодня охват страхованием строительного сектора, каким он был до отмены этого вида?
– Как правило, все частные строительные проекты обеспечены страхованием. Страхование, как правило, осуществляется подрядной организацией. В более редких случаях, или, например, когда в рамках общего проекта привлекается несколько подрядчиков, заказчик может взять на себя функции генподрядчика и заключать договор страхования СМР от своего имени и в своих интересах.
В отношении государственных строек, несмотря на то, что даже в условиях положений Гражданского кодекса о том, что до момента передачи объекта заказчику подрядчик несет на себе все риски, зачастую подрядные организации с момента исключения расходов на страхование из сводно-сметных расчетов стали отказываться от заключения договоров страхования, апеллируя к отсутствию источников финансирования таких расходов. Хотя в случае наступления страховых событий и убытков и при отсутствии действующих договоров страхования убытки несли бы на себе подрядные организации в полном объеме.
Сейчас через какое-то время можно ожидать постепенное восстановление объемов по СМР по проектам, финансируемым за счет бюджетов различных уровней.
Про охват СМР сказать тоже достаточно сложно, поскольку нет соответствующей статистики, но в целом, чем крупнее и масштабнее проект, чем больше сторон погружено в проект (инвесторы, синдикаты банков и т.д.), тем уровень охвата меньше. Чем меньше проект, чем меньше период проведения строительных работ, тем уровень охвата меньше. Когда в полном объеме заработает страхование в сегменте государственных строек, уровень охвата рынка увеличится, и большинство проектов, вне зависимости от сложности работ и их продолжительности (ремонт детского садика в летний период или строительство мостового перехода через большую водную преграду с продолжительностью строительства в 3-5 лет) будут застрахованы.
Возврат компенсации расходов на страхование в государственных стройках никак не отразится на частных стройках, которые как страховались до 2014 года, так и в течение периода после знаменитого приказа Минстроя РФ.
Вопрос 3. Насколько большой рынок представлял этот сегмент страхования до исключения из строительных смет в 2014 году (объем премий)? Каковы могут быть итоги страхования СМР в 2021 году?
– Ориентировочно до 2014 объем рынка страхования СМР в стране достигал около 30 млрд. руб. Эти данные могли быть получены экспертным путем за счет анализа портфеля нескольких компаний, которые традиционно осуществляли страхование СМР по частным проектам, а также общих сборов ряда страховщиков, портфель которых практически полностью состоял из сборов по страхованию СМР государственных строек. После 2014 года рынок несколько просел по объемам, но в целом, поскольку эти цифры не выделялись в общем объеме сборов по страхованию имущества юридических лиц, рынок не заметил каких бы то ни было изменений. Дальше ряд уже упомянутых крупных проектов оказывали серьезное разовое (поскольку договоры строительно-монтажных рисков не возобновляются и заключаются на весь период строительства, в силу чего размер премии по таким проектам может быть очень существенным – до нескольких миллиардов рублей) влияние на общие сборы по страхованию имущества юридических лиц. Могу предположить, что без учета крупных проектов общий объем премии по страхованию СМР в последние несколько лет был на уровне 10 - 15 млрд. руб. в год. В течение нескольких лет с возвратом страхования в строительные проекты, финансируемые за счет средств бюджетов, общий размер сегмента может удвоиться. Но это не произойдет в течение одного-двух кварталов, или даже одного года.
Вопрос 4. На каком уровне находятся тарифы на страхование СМР? Как возврат страхования может отразиться на стоимости строительства? На стоимости квадратного метра?
– До 2014 (приказ Минстроя), как правило, тариф по страхованию СМР по государственным стройкам по большинству договоров страхования составлял 1%. В отдельных, редких случаях размер тарифа доходил до 2-3%. Этот тариф не учитывал сложность и продолжительность строительства. Для большинства строительных проектов эти тарифы были завышены по сравнению с тарифами по страхованию аналогичных частных СМР проектов, но по ряду уникальных, технологически сложных проектов тарифа было явно недостаточно (например, для страхования автомобильных туннелей, сложных мостов, объектов метрополитена). Когда тариф был завышен, то не было смысла экономить и заключать договоры по более низким ставкам, потому что образовывавшуюся экономию средств подрядчик не мог перекинуть на другие статьи сметы. Это создавало условия для злоупотреблений. Которые, собственно, и привели к тому, что Минстрой не стал разбираться с обоснованием тарифов, а просто прекратил компенсацию расходов на страхование в 2014 году. Возврат страхования никаким образом на стоимости строительства отразиться не может. В том числе и на стоимости квадратного метра жилья, поскольку лишь малая доля строительства осуществляется за счет государственных средств. А в практике частных подрядчиков, учитывая типовое строительство и его масштабы, оценка рисков и их страхование, если и осуществляется, то никаким образом не влияет на стоимость готового жилья.