На сегодняшний день рынок страхования киберрисков - это рынок в несколько миллиардов рублей, большая часть из которых приходится на банковский канал продаж. Этот рынок обладает потенциалом роста, однако инструментов для его взрывного роста в настоящее время нет. Об этом сообщила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Она отметила, что по сравнению с остальными сборами страховых премий на российском страховом рынке, страхование киберрисков какой-то существенной доли сейчас не занимает. Кроме того, официальная статистика, которая собирается ЦБ РФ, не дает представления об объёмах страховой премии по этому виду страхования. В отчетности страховщиков эти объёмы могут учитываться по-разному - и как страхование имущества, и как страхование ответственности, и как предпринимательские или финансовые риски. Поэтому сейчас об объёмах премии по киберстрахованию можно говорить только с оговоркой об экспертном мнении.
По словам Катерины Якуниной, исходя из крайне низкой базы, рост сборов происходит каждый год, как и растёт количество новых договоров страхования. Тем не менее, существуют серьёзные ограничения, которые сдерживают развитие этого вида:
- готовность потенциальных страхователей раскрывать информацию, которая бы давала представление об уровне кибербезопасности и способах реагирования на киберугрозы и атаки (собственно, эта информация необходима для оценки и тарификации рисков)
- возможности по размещению риcков в перестрахование (а их практически нет - в том числе, из-за неготовности страхователей раскрывать информацию, о которой шла речь выше, крайне низкий аппетит к таким рискам имеет РНПК).
Кроме того, известные многомиллионные споры из международной практики страхования киберрисков не добавляют уверенности российским страхователям и не способствуют развитию киберстрахования в России.
Сейчас рынок страхования киберрисков выглядит так:
- несколько крупных договоров по кибер рискам (несколько десятков) с крупными страховыми суммами с огромной предварительной работой и с согласованным перестрахованием;
- большое количество (тысячи договоров) мелких договоров, которые продаются, как правило, через банковский канал.
Основная группа потенциальных страхователей в настоящее время стремится инвестировать в развитие собственных компетенций по выявлению и минимизации киберрисков, но более сдержанно относится к их страхованию, в том числе по причине необходимости раскрытия информации, необходимой для оценки рисков, а впоследствии ещё и по факту возникновения убытков.
“Серьёзным толчком развития рынка киберстрахования могла бы стать рекомендация организациям, которые являются держателями критически важной информации, по страхованию киберрисков или формированию резервов под покрытие возможных убытков в связи с утерей, повреждением или необходимости восстановления критически важной информации и персональных данных”, - сказала Катерина Якунина. Она отметила, что страховые брокеры могут способствовать развитию рынка киберстрахования и с точки зрения формирования потенциального спроса и разъяснительной работы, и с точки зрения размещения рисков в перестрахование, как на внутреннем рынке, так и за рубежом.