Совокупные страховые выплаты за ущерб, причиненный блокировкой Суэцкого канала судном “Ever Given”, в настоящее время не представляется возможным оценить. Задействованным может оказаться не только договор страхования ответственности судовладельца застрявшего судна, в отношении которого лимит ответственности по договору может составлять более $1 млрд. Претензии могут быть обращены грузоотправителями и грузополучателями в отношении других судов, вынужденно оказавшихся заблокированными в районе Суэцкого канала. Из-за нарушения цепочек поставок может наступить перерыв в деятельности у ряда производителей в Европе. Совокупный объем претензий, вызванных блокировкой Суэцкого канала, может перекрыть годовой объем премий по морскому страхованию. Это событие повлечет рост тарифов в сегменте морского страхования, то есть на каско судов, грузов и ответственности судовладельцев. Об этом сообщила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Она отметила, что скорее всего ответственность владельцев судна “Ever Given” застрахована в Клубе взаимного страхования. Однако в данном случае локальное событие влияет на весь мир - заблокирован мировой фрахт (и цены на него растут), многие судовладельцы несут огромные расходы из-за простоя судов, весь мир ощущает нехватку контейнеров (что влечет рост цен на контейнерные перевозки), нарушились цепочки поставок товаров (например, в Европе заканчивается кофе), что приводит к дефициту и росту цен.
Страховая сумма по договору ответственности судовладельца может иметь лимит $1-2 млрд. Но претензий к судовладельцу будет на гораздо большую сумму:
• за опоздание с доставкой контейнеров в Европу
• за задержку других судов в районе Суэцкого канала
• за простой судов, вынужденных ждать очереди в районе канала
• за повышение стоимости перевозки из-за перерыва в работе канала (сильно выросла стоимость перевозки груза контейнерами)
• поскольку еще несколько дней уйдет на то, чтобы пробка рассосалась, то суда, выполнив нынешние рейсы, встанут под следующую загрузку с опозданием, то есть будут претензии из-за потери фрахта.
Кроме того, будут и претензии к владельцу судна за саму спасательную операцию (они, скорее всего, полностью будут покрыты договором страхования).
Может оказаться, что расследование выявит, что причина события - человеческий фактор. Если виновным окажется капитан судна, то к судовладельцу будут обращены в совокупности многомиллиардные претензии.
“Безусловно, большая часть перечисленных выше убытков не будут покрыта страхованием - просто потому, что страхования на случай такого глобального события и соответствующих лимитов и рисков пока не было предусмотрено. Однако меняющийся мир и события глобального порядка - пандемия, закрытие границ, сокращение возможностей перемещения грузов - делают необходимым создание новых страховых продуктов, учитывающих такие глобальные риски, и активного вовлечения страховых брокеров в обсуждение условий страхового покрытия для снижения рисков”, - сказала Катерина Якунина.