По итогам 2020 года совокупное вознаграждение страховых брокеров составило 11,7 млрд рублей, что на 3% выше, чем годом ранее (11,3 млрд рублей). При этом за два года этот показатель вырос почти на четверть (по итогам 2018 года совокупный размер вознаграждения страховых брокеров составил 9,6 млрд рублей).
Об этом сообщила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина, сославшись на ежегодно собираемую Ассоциацией статистику о работе своих членов. Полная статистика по комиссии страховых брокеров за 2020 год размещена на сайте АПСБ:
“Показательно, что кризисный год не отразился на доходах брокеров, чья совокупная выручка практически не изменилась по сравнению с 2019 годом. В условиях кризисного страхового года и жесткой ценовой конкуренции как на страховом, так и брокерском рынках, незначительный рост выручки брокеров говорит в пользу роста востребованности услуг, предоставляемых профессиональными страховыми посредниками. При этом
средний размер комиссии страховых брокеров остается самым низким из всех ключевых для страховщиков каналов продаж и составляет около 15%, что делает этот канал наиболее выгодным как для клиентов, так и для страховщиков”, - сказала Катерина Якунина.
Всего на конец 2020 года на страховом рынке работали 57 страховых брокеров. Подавляющее большинство из них - 52 из 57 компаний - работают только с юридическими лицами. Универсальных страховых брокеров, которые оказывают как услуги по прямому страхованию, так и консультационные услуги и услуги по перестрахованию, на конец 2020 года на страховом рынке было 17. Еще 6 страховых брокеров занимаются исключительно перестрахованием.
На рынке страховых брокеров уровень концентрации высок, как и на страховом рынке, однако в 2020 году произошло небольшое снижение доли топ-10 страховых брокеров с перераспределением доли в пользу небольших страховых посредников.
Больше 60% всех страховых брокеров (36 компаний) по части заключаемых ими договоров представляют интересы клиентов, по части - страховых компаний. “На наш взгляд, эти цифры еще раз показывают, что существующую норму закона, запрещающую страховому брокеру одновременно представлять интересы и страховой компании, и клиента, необходимо менять. Одни и те же страховые брокеры, очевидно, де-факто одинаково заботятся и об интересах страховщика, и об интересах клиента, однако закон запрещает им прямо отразить это в договоре, что провоцирует сложности как на этапе заключения договора, так и на этапе урегулирования убытка. При согласии на это обеих сторон страховой сделки страховой брокер должен представлять как интересы страховой компании, так и интересы ее клиент”, - считает Катерина Якунина.