В настоящее время механизм, позволяющий гарантировать надежность посредника, продающего электронный договор страхования, есть только для одного вида посредников - страховых брокеров. Чтобы гарантировать, что полисы, приобретаемые через интернет при помощи иных посредников, не являются поддельными, необходимо изменить регулирование всех страховых посредников. Об этом заявила глава Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина.
Она напомнила, что страховые брокеры обладают лицензиями Банка России и в обязательном порядке являются членами СРО - АПСБ. В частности, они обязаны выполнять требования утвержденных Банком России стандартов по защите прав потребителей страховых услуг. Кроме того, реестр страховых брокеров публичен и его можно найти как на сайте Банка России, так и на сайте АПСБ. Информация о наличии лицензии у страхового брокера, а также подтверждение того, что он является членом АПСБ размещена у него на сайте и ознакомиться с ней страхователю не сложно.
Таким образом, клиенты, заключающие договоры страхования онлайн на сайте страхового брокера и клиенты, заключающие договоры непосредственно на сайте страховой компании, находятся в равных условиях с точки зрения проверки права данной организации заключить договор страхования.
“Сейчас, когда страховые посредники допущены к продажам электронных договоров, в том числе - полисов ОСАГО, остро встал вопрос о проверке надежности посредника. И если является ли данный посредник страховым брокером проверить легко, то как определить, надежен ли продавец полисов, не являющийся страховым брокером - не ясно”, - пояснила Катерина Якунина.
Проблему могло бы решить изменение подхода к регулированию всех страховых посредников. Соответствующие предложения ранее были направлены АПСБ в Минфин и Банк России. Ключевое из них - интегрировать в регулирование страховых посредников положения директивы Евросоюза Insurance Distribution Directive (IDD), адаптированных для России.
Основа директивы, которая может быть перенесена и на российский рынок, заключается в том, чтобы регулировать не самих посредников, а отношения между участниками рынка. К каждому юридическому и физическому лицу, которое занимается страховым посредничеством, предъявляются единые правила. Посредники регистрируются, регулируются и контролируются в рамках единого законодательства. При этом общие для посредников правила обязаны соблюдать в том числе предприятия, оказывающие посреднические услуги не в качестве основной своей деятельности - например, автодилеры, туроператоры, банки и т. п.
“Если каждый посредник, заключающий договоры страхования, обязан будет определенным образом регистрироваться, на него будут распространяться требования по уровню квалификации персонала, соблюдению прав потребителя, будет проверяться, нет ли у него конфликта интересов, стимулирующего его навязывать ненужные покупателю дополнительные услуги - это позволит решить сразу целый комплекс проблем страхового рынка. В том числе, это позволит гарантировать, что купленный у посредника в интернете полис не окажется фальшивым”, - сказала Катерина Якунина.