Премьер-министр Дмитрий Медведев дал ряд поручений, которые направлены как на формирование среднесрочной государственной политики на ближайшие 10-15 лет в АПК, так и на решение ряда текущих проблем в области господдержки АПК.
Поручения даны по итогам совещания о поддержке агропромышленного комплекса в 2018 г., которое состоялось 7 февраля.
В частности, Минсельхоз и Минфин РФ должны будут обеспечить сохранение объемов господдержки АПК «не ниже уровня государственной поддержки в 2017 году», в том числе «размера субсидий субъектам Российской Федерации, направленных на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и (или) животноводства».
«Поручение правительства РФ о сохранении размера субсидирования агрострахования в 2018 году - важный сигнал, который подтверждает стратегическое значение системы страховой защиты рисков сельского хозяйства для страны», – заявил президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов, комментируя опубликованные 14 февраля решения по итогам правительственного совещания о господдержке АПК.
В исполнение правительственного поручения по итогам данного мероприятия, НСА также представит в Минсельхоз и Минфин предложения по изменению системы субсидирования агрострахования, подчеркнул президент cоюза.
«НСА обратит внимание органов власти на то, что выполнение этого поручения в части агрострахования потребует особого подхода к расчетам требуемого размера страховых субсидий», – заявил К. Биждов. Средства господдержки агрострахования в прошлом году впервые были включены в «единую субсидию», в рамках которой регионы могли на свое усмотрение осуществлять поддержку различных направлений агропроизводства. Одновременно до декабря 2017 г. было задержано принятие федеральной нормативной базы, которая позволила бы региональным органам АПК перечислять средства на субсидирование страховых расходов аграриев в новых условиях. В результате сев и сбор яровых в 2017 г. прошли в ситуации, когда договоры страхования данных посевов еще не могли быть просубсидированы. «Согласно предварительным данным Минсельхоза РФ, из 48 российских регионов, запланировавших поддержку страхования урожая на 2017 г., 31 регион не смог выполнить целевые показатели по страхованию, запланированные при получении единой субсидии, а вместо запланированных к страхованию 4,1 млн га сельхозземель регионы отчитались о страховании 1,9 млн га», – подчеркнул президент НСА. Кроме того, многие регионы предпочли полностью отказаться от поддержки страховой защиты аграриев, перебросив средства на текущие производственные расходы и поддержку кредитования агропредприятий.
Принципиально важно, чтобы размер субсидий на агрострахование на 2018 г. оценивался исходя не из фактических объемов осуществленной в 2017 г. господдержки, которая проходила в нестандартных условиях, – указывает президент НСА. По мнению союза агростраховщиков, объем необходимых средств можно определить, исходя из запланированных регионами на 2017 г. целевых показателей по страхованию урожая и животных, которые в большей степени отражали реальный спрос агробизнеса на страховую защиту.
По итогам совещания 7 февраля Минсельхозу России также дано поручение представить до 13 марта в Правительство РФ предложения по совершенствованию механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса. В том числе – в части предоставления субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК, в рамках которых с 2017 г. осуществляется господдержка агрострахования. У НСА уже подготовлены предложения по изменению порядка субсидирования, заявил К. Биждов. «Основная позиция НСА – субсидии на организацию агрострахования должны выделяться регионам либо отдельно, либо должны быть защищены от использования в других целях, – подчеркнул он. – Агрострахование не должно конкурировать за господдержку с агропроизводством. Оно не обеспечивает показатели объема производства в текущем периоде – это составляющая системы управления рисками, цель которой – обеспечить агропредприятию возможность стабильной работы в будущем, защитить его на случай рисков. Именно поэтому основные конкуренты России на мировом рынке агропродукции уделяют особое внимание работе национальных систем агрострахования».