Природные катаклизмы этого года - весенние заморозки, проливные дожди, наводнения, град и засуха - не прошли бесследно для сельхозпроизводителей, и во многих регионах введен режим ЧС. Несмотря на в целом прогнозируемый неплохой урожай по стране, в отдельных хозяйствах фермеры подсчитывают убытки, надеясь при этом исключительно на компенсацию из бюджета.
К концу августа более 650 сельхозпроизводителей из 12 регионов уже предоставили данные об ущербе по прямым затратам на общую сумму около 2 млрд рублей; заявленная площадь гибели сельхозкультур по ним составила 188,8 тыс. га. Всего же о ЧС на конец августа объявили 30 регионов, подсчет объемов убытков продолжается. В то же время застрахованная с господдержкой посевная площадь, по данным НСА, в первом полугодии 2017 года уменьшилась более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2016 года - с 1865 до 559 тысяч га. Это означает, что сотни хозяйств не получат ожидаемой прибыли. При этом далеко не все из них получат компенсацию из бюджета при ЧС, и в лучшем случае пострадавшие могут рассчитывать только на компенсацию прямых затрат.
По словам президента НСА Корнея Биждова, специалисты союза, регулярно проводившие космический мониторинг посевов по всем регионам страны, основываясь на данных индекса развития растений и других показателях, систематически фиксировали те или иные проблемы в растениеводстве. Благодаря этой информации некоторые сельхозпроизводители могли своевременно провести необходимые агрономические мероприятия, которые способствовали минимизации рисков, а значит, и частичному или полному сохранению урожая.
«Мы неоднократно подчеркивали, что именно изменение условий субсидирования привело в этом году к значительному сокращению площади застрахованных посевов. Причем снижение охвата страхованием в растениеводстве происходило на фоне природных катаклизмов, когда в различных регионах фиксировалась гибель сельскохозяйственных культур, - говорит Корней Биждов. – НСА предупреждал о возможных последствиях таких решений, как включение расходов на страхование в «единую» субсидию. Агрострахование прямо не влияет ни на сроки работ, ни на объемы выращенной сельхозпродукции, а именно эти показатели ставят во главу угла региональные АПК, распределяя бюджетные деньги. «Единая» субсидия при сокращении субсидирования практически не оставила агрострахованию шансов. Так как при ограниченных в целом объемах господдержки региональные чиновники вынуждены направлять средства на первоочередные производственные задачи - возмещение ставок по кредитам, поддержку растениеводства, семеноводства, другие первоочередные для региона направления сельского хозяйства. И при этом нечасто задумываются о том, что при наступлении крупного убытка высока вероятность разорения. В таком случае эффект от ранее инвестированных в производство денег окажется нулевым. Но даже если органы АПК, оценивая ситуацию с нестабильными погодными условиями, намерены были выделить деньги на страхование, они не могли это сделать из-за неготовности нормативной базы, на основании которой можно было рассчитать суммы субсидий».
«Агрострахование – это государственная задача: от уровня защиты финансовых рисков сельхозпроизводителей зависит устойчивость и стабильность аграрного производства, в которую инвестируются колоссальные бюджетные средства. В мировой практике в странах с развитой агроиндустрией убытки сельхозпроизводителям компенсируют, в основном, страховые компании, а государство целенаправленно внедряет и развивает агрострахование. О способах и уровне поддержки немало говорил на недавно прошедшей в Санкт-Петербурге Международной конференции по агрострахованию Арно де Букарон, президент Международной ассоциации страховщиков агропромышленного производства. НСА надеется, что принятие законодательных новшеств по агрострахованию с господдержкой в России изменит в лучшую сторону ситуацию по страховой защите аграрного сектора, и убытки аграриев будут компенсированы страховыми компаниями, а не за счет минимальных выплат из бюджета», - говорит Корней Биждов.