Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает многие предложения Минфина в опубликованном для обсуждения проекте поправок в законодательство об ОСАГО, вместе с тем, некоторые нормы предлагает отложить и рассматривать в составе следующего пакета изменений. Об этом сообщил президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.
«Министерство услышало ряд наших предложений и не включило некоторые поправки, которые требуют обсуждения и определенных расчетов. Вместе с тем, в документе остались моменты, которые тоже стоит отложить для отдельного законопроекта. Для рынка сейчас приоритет – максимально быстро принять экстренные меры, которые охладят ситуацию с криминальными автоюристами, то есть это поправки о приоритете натуральной формы возмещения в ОСАГО и меры по защите компенсационного фонда РСА от мошенников», - отметил И. Юргенс.
Если сохранить в проекте поправки, которые не являются первостепенной задачей, и не перенести в следующий пакет, то дискуссии вокруг них могут затянуть прохождение законопроекта в парламенте, считает президент страховых союзов. "Такая поэтапность реформы ОСАГО позволит обсудить и принять в осеннюю сессию Госдумы "горящие" поправки, о необходимости которых говорил президент РФ. Далее можно продолжать работу в более спокойном режиме", - продолжил он.
В частности, следует повременить с поправками о расширении лимитов по Европротоколу. В частности, требуется детальный анализ нормы о том, что происходит в случае, если не соблюдены условия Европротокола. «Если меры по нейтрализации мошенников не заработают в полную силу, расширение лимита и предлагаемое изменение иных положений, связанных с Европротоколом, чревато новой волной и новыми схемами работы организованных преступных групп», - полагает И.Юргенс.
Из минусов можно отметить положение законопроекта о возможности РСА вносить изменения в сведения, передаваемые в автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА) страховщиками. Базовый принцип наполнения АИС РСА данными заключается в том, что сведения о договорах и страховых случаях вносятся в АИС РСА самими страховыми организациями, осуществляющими заключение договоров и урегулирование убытков (соответственно, и изменение таких сведений должно производиться исключительно самими страховщиками). При этом в настоящее время существуют работающие механизмы изменения страховщиками содержащихся в АИС РСА данных, если такие данные по той или иной причине являются неверными.
В новой редакции Закона об ОСАГО также предлагается оставить возможность получения страхователями так называемых сведений о страховании, т.е. справки, которую страхователь получает у страховщика и которая содержит сведения по конкретному договору страхования, включая сведения о страховых выплатах. РСА неоднократно обращал внимание на нецелесообразность сохранения сведений о страховании как таковых, поскольку уже не первый год при заключении договоров страхования страховщики используют данные об истории страхования, содержащиеся в АИС РСА, как наиболее полные. В этой связи сведения о страховании представляются сейчас пережитком прошлого.
И.Юргенс добавил, что в целом союз устраивает конструкция темы натурального ремонта в законопроекте. «Важнейшим преимуществом перед денежной выплатой для водителя оказывается тот факт, что натуральная выплата проводится без учета износа автомобиля. Денежная выплата рассчитывается по закону об ОСАГО с учетом износа деталей и узлов», - добавил президент страховых союзов.
Вместе с тем, некоторые положения все-таки требуют корректировки. Например, РСА выступал за то, чтобы СТОА, на которой будет отремонтировано транспортное средство потерпевшего (конечно, с учетом требований, предъявляемых законодательством к таким СТОА), выбирал страховщик. Это связано с тем, что именно страховщик при наличии нескольких СТОА, отвечающих необходимым требованиям, может прогнозировать их загруженность и учитывать иные факторы для обеспечения наиболее качественного урегулирования вопроса с ремонтом. Наличие же в законе возможности выбора СТОА потерпевшим (который не может знать подобных нюансов) не только увеличивает вероятность, например, постановки автовладельца в очередь на ожидание ремонта уже после выдачи страховщиком направления на ремонт, но и не способствует снижению риска злоупотребления недобросовестных лиц своими правами (что опять же оставляет лазейки для мошенников).