добавлено 20.02.2016 15:21
автор korins.ru
Страховщики не рассчитывают на быстрый переход к
свободным тарифам ОСАГО, но считают эту меру необходимой, такое мнение
высказали участники страхового рынка в опросе портала Коринс.ру.
Заместитель начальника управления методики
актуарных расчетов СК «МАКС» Максим Маркелов:
- Уточните, пожалуйста, в каком русле проходит обсуждение
темы либерализации тарифа ОСАГО?
- По
заверению РСА и ЦБ либерализация тарифов по ОСАГО может начаться в 2018 году.
До этого момента предполагается решить ряд задач, в том числе проблему
мошенничества с бланками полисов ОСАГО и проблему недобросовестных автоюристов.
- Обсуждаемая модель предполагает расширение границ
тарифного коридора, как Вы считаете, какие границы являются оптимальными и
возможен ли (и нужен?) полный отказ от границ? Какие сложности с применением? Сейчас для одной территории фиксированный тариф
в рамках границ коридора, как от этого можно уйти?
-
На данный момент для соблюдения здоровой конкуренции полностью убрать тарифный
коридор было бы не верно. Полный отказ от границ тарифного коридора может
привести либо к значительному росту тарифов, так как для большинства крупных
страховщиков, с их слов, ОСАГО является убыточным, и ростом тарифов будут
компенсироваться убытки. Либо отказ от границ тарифного коридора может привести
к очередному уходу с рынка страховых компаний, которые могут воспользоваться
ситуацией, понизить тарифы, увеличить комиссию партнеру, набрать портфель и
уйти с рынка «нецивилизованным способом», т.е. без исполнения своих
обязательств.
- Какие сроки закладываются на полный переход к свободному
тарифу? Сколько ещё рынок может продержаться на действующих тарифах?
По
нашему мнению, средняя выплата по ОСАГО будет расти, как минимум, до
конца 1 квартала 2016 года, т.е. до того момента пока не закончат свое действие
договоры со старыми лимитами ответственности. А оценить сложившуюся убыточность
по договорам ОСАГО с новыми тарифами и новыми лимитами ответственности можно
будет не раньше 4 квартала 2016 г. По итогам оценки этой убыточности и можно
будет говорить о необходимости повышения или понижения тарифов.
- Можно ли построить модель того, как отразится на
автомобилистах переход на свободные тарифы? Кто от этого выиграет, кто проиграет?
И что будет со средней стоимостью страховки, может ли оказаться, что в
результате конкуренции она упадёт?
- В
идеальном случае аккуратные водители должны выиграть от либерализации тарифов
ОСАГО, а водители – виновники ДТП напротив, должны будут платить больше за
страховку. Какие-то особенные модели мы не строили.
Управляющий директор
департамента страхования автотранспортных средств Группы Ренессанс страхование
Сергей Демидов:
- Уточните, пожалуйста, в каком русле проходит обсуждение
темы либерализации тарифа ОСАГО? Как
проходит внутри страхового сообщества обсуждение, в чем компании едины, в чем
есть принципиальные разногласия? Какова
актуальная позиция регулятора по этому вопросу?
-
Страховой рынок понимает, что либерализация необходима и является естественным
этапом развития рынка.
При
этом все понимают, что прежде надо решить ряд важных проблем.
- Предполагается ли полный отказ от действующих
коэффициентов ОСАГО за исключением КБМ?
-
Останутся ли действующие коэффициенты в принципе, заменят ли их другие – пока
неизвестно.
- Обсуждаемая модель предполагает расширение границ
тарифного коридора, как Вы считаете, какие границы являются оптимальными и
возможен ли (и нужен?) полный отказ от границ? Какие
сложности с применением? Сейчас для одной территории
фиксированный тариф в рамках границ коридора, как от этого можно уйти?
-
По нашему мнению, нижняя граница тарифного коридора не требует дополнительных
корректировок, при этом верхнюю границу следует повысить, чтобы нормализовать
ситуацию с убыточностью в ряде регионов. Со временем, когда рынок будет к этому
готов, возможно будет отказаться от фиксированных границ. Также важно разрешить
изменять тариф не только для территории, но и в зависимости от иных факторов,
влияющих на степень риска.
- Какие сроки закладываются на полный переход к
свободному тарифу? Сколько ещё рынок может продержаться на действующих
тарифах?
-
На сегодняшний день сложно сказать сколько времени в действительности
потребуется на переход к свободному тарифу. Прежде
требуется решение наиболее острых проблем рынка – возросшего уровня
мошенничества, агрессивных действий автоюристов с тем, чтобы восстановить его
нормальное функционирование. Очевидно, для этого нужно время и определенные
изменения в законодательстве. После решения этих проблем можно постепенно
ставить вопрос о переходе к свободному тарифу.
- Можно ли построить модель того, как отразится на
автомобилистах переход на свободные тарифы? Кто от этого выиграет, кто
проиграет? И что будет со средней стоимостью страховки, может ли оказаться, что
в результате конкуренции она упадёт?
-
Благодаря либерализации тарифов, рынок станет более сбалансированным. В более
убыточных регионах цена очевидно повысится, но при этом страховщики смогут
понизить тариф в тех регионах, где убыточность лучше.
Руководитель управления методологии
обязательных видов "АльфаСтрахование" Денис Макаров:
- Уточните, пожалуйста, в каком русле проходит
обсуждение темы либерализации тарифа ОСАГО?
-
Обсуждение проходит в русле справедливых и честных страховых премий для
автомобилистов.
- Предполагается ли полный отказ от действующих коэффициентов ОСАГО за
исключением КБМ?
-
Нет, пока не предполагается.
- Обсуждаемая модель предполагает расширение границ тарифного коридора,
как Вы считаете, какие границы являются оптимальными и возможен ли (и нужен?)
полный отказ от границ?
-
В долгосрочной перспективе тарифный коридор не нужен. Тарифы должны
обеспечивать обязательства по страховым выплатам. Конкуренция не позволяет
завышать цены, а убыточность не позволяет их занижать.
- Какие есть сложности с применением? Сейчас для одной территории фиксированный
тариф в рамках границ коридора. Как от этого можно уйти?
- В
идеале со временем тариф должен стать индивидуальным для каждого владельца
транспортного средства.
- Какие сроки закладываются на полный переход к свободному тарифу?
-
Пока нет точных сроков.
- Сколько ещё рынок может продержаться на действующих тарифах?
-
Учитывая, что стоимость запасных частей постоянно растет и то, что
справочники по новым ценам поменялись уже в декабре прошлого года, тарифы нужно
менять уже сейчас.
- Можно ли построить модель того, как отразится на автомобилистах
переход на свободные тарифы? Кто от этого выиграет, кто проиграет? И что будет
со средней стоимостью страховки, может ли оказаться, что в результате
конкуренции она упадёт?
-
Стоимость страховки может упасть, если из процесса страховых выплат исключить
автоюристов.
- Как проходит внутри страхового сообщества обсуждение, в чем компании
едины, в чем есть принципиальные разногласия?
Какова актуальная позиция регулятора по этому вопросу?
-
Сейчас очень много разных мнений. Компании едины в том, что нынешние тарифы
ОСАГО не решают проблем в большом количестве регионов. Поэтому нужно двигаться
в сторону либерализации. Однако, стоит ли полностью менять структуру тарифов,
окончательного решения пока нет.