Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) рассчитывает
на взвешенный подход и всесторонний анализ всех факторов при оценке
тарифов по обязательному страхованию ответственности перевозчика перед
пассажирами (ОСГОП, 67- ФЗ). Такую позицию выразил президент НССО Андрей
Юрьев.
Он указал на недостаточность и нерепрезентативность
ряда имеющихся статистических данных, на основе которых не может быть
принято взвешенное решение. Также невозможно принять адекватное рискам
решение на основе данных за короткий промежуток времени - неполные три
года действия закона.
Так, например, по внутренним водным
туристическим перевозкам накопленная страховая статистика за 2013-15
годы отражает всего одно заявление по смерти. Вместе с тем, в аварии
«Булгарии» в 2011 году погибло 122 человека. Если бы 67-ФЗ действовал в
2011 году, сумма выплат только по данной аварии составила бы более 250
млн. руб., отметил А.Юрьев.
В то же время, по данному виду
перевозок ежегодная премия составляет около 5 млн. руб. "Другими
словами, чтобы собранной премии хватило только на одну такую аварию,
премию необходимо собирать около 50 лет, а с учетом расходов и других
нюансов расчета страховых тарифов – около 100 лет. Очевидно, что по
3-хлетнему периоду предусмотреть такие аварии может оказаться
нереальным", - пояснил он.
В отношении других видов перевозок
НССО наблюдает рост числа пострадавших год от года в период действия
закона в 2013-2015 годы. Так целом по ОСГОП число травмированных и
пострадавших растёт примерно на 15% в год, а в частности по автобусным
перевозкам – на 10% в год.
"Рост частоты происшествий
означает, что при введении новых тарифов во второй половине 2016 года на
результатах 2014 и части 2015года, полученные цифры должны быть
скорректированы в сторону увеличения на 25-30%", - прокомментировал
А.Юрьев.
Он также указал на то, что существует серьезная
задержка между аварией и заявлением на выплату - во многих случаях
пострадавшие сначала стараются получить лечение, а уже потом обращаются
за выплатой. На сегодняшний день максимальная задержка составляет 972
дня (авария – 15.05.2013, заявление - 12.01.2016). В среднем же по вреду
жизни средний срок выплаты составляет примерно 4 месяца, по погребению –
4,7 месяца, по травмам – 4,8 месяца, по ущербу имуществу – 5,3 месяца.
А.Юрьев также подчеркнул, что при принятии решения о тарифах должны учитываться обязательные
требования, предъявляемые к СК в части формирования страховых резервов
(обеспечивающие устойчивость страховых организаций), чего при простом
сопоставлении премий и убытков не происходит (формирование резервов
игнорируется).
Кроме того, доводы о чрезмерном давлении на
бизнес из-за необходимости покупать страховку являются необоснованными –
затраты на страхование исчисляются копейками в структуре стоимости
билета.
В то же время пострадавшие могут рассчитывать на адекватные компенсации при причинении вреда жизни и здоровью.
Средняя
выплата за вред, причиненный жизни составляет 1,923 млн рублей,
здоровью – 182,5 тыс. рублей, имуществу – 11,263 тыс. руб.
Наибольший
вред здоровью причиняется в случае аварий на вертолетах, сумма
компенсации здесь за вред здоровью достигает порядка 600-650 тыс. руб.
По остальным видам транспорта эта цифра колеблется в границах 200-300
тыс. рублей.
Анализ аварийности, который готовится НССО на
основе данных СМИ по наиболее резонансным событиям, показывает, что за
время действия закона в 2013-2015 годах произошло 5,154 тыс. крупных
аварий на пассажирском транспорте, в которых погибли 324 человека,
получили травмы 6,520 тыс. человек.