Как следует из данных Банка России за 1 квартал 2024 года, средняя комиссия страховых брокеров показала прирост в 1 п.п. и составила 3,6% (годом ранее – 2,6%). Совокупный размер комиссии страховых брокеров остался на уровне 1 квартала 2023 года, составив 2,8 млрд руб., традиционно оказавшись на последнем месте по размеру средней комиссии среди всех каналов продаж. Сборы страховых компаний через страховых брокеров составили 19,3 млрд рублей, что в 2,3 раза ниже, чем годом ранее (44,5 млрд рублей).
Как пояснила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина – «Первый квартал у брокеров - традиционно «низкий» по выручке, самый «высокий» обычно четвертый, когда возобновляется большое число крупных прямых полисов и программ перестрахования». Темпы сокращения сборов через страховых брокеров, отраженные в 1 квартале 2024 года относительно аналогичного периода прошлого года, связаны с изменением подхода к учету статистических данных. «Это могло произойти из-за изменений учетной политики в прошлом году - комиссия начислялась за весь период многолетних договоров, а премия отражалась по годовому периоду. А в этом году все стабилизировалось. В свою очередь мы не наблюдаем снижения спроса на услуги страховых брокеров, сборы страховщиков через этот канал остаются стабильными», - отмечает Катерина Якунина.
В целом сборы страховщиков через страховых посредников в 1 квартале 2024 года составили 428,9 млрд рублей, что на 18% больше, чем годом ранее (362,6 млрд рублей). Онлайн-продажи показали высокий темп прироста к 1 кварталу 2023 года – 76 млрд рублей, что на 57,2% больше, чем годом ранее (48,3 млрд рублей). В первом квартале 2024 года страховые посредники принесли страховщикам 74.3% всех сборов (годом ранее 66,8% всех сборов страховщиков приходилось на страховых посредников).
Самая высокая средняя комиссия по итогам 1 квартала 2024 года зафиксирована у кредитных организаций – она составила 40,1%, несмотря на снижение к показателю 1 квартала 2023 года (- 9 п.п.) Такая динамика связана в основном с сокращением вознаграждений по НС и страхованию жизни, где банки являются основными посредниками страховщиков. Показатель сборов у этого канала вырос в сравнении с 1 кварталом 2023 года в 1,5 раза и составил 209,3 млрд руб.
На втором месте по размеру средней комиссии оказались агенты-физлица: она составила 25,1% (годом ранее – 16,7%). В первом квартале 2024 года через них было собрано 102,9 млрд рублей, что на 13,9% больше, чем годом ранее (90,3 млрд рублей). Их совокупное вознаграждение составило 19,1 млрд рублей (годом ранее – 17,7 млрд рублей, рост на 7,8%).
На третьем месте по размеру средней комиссии оказались прочие посредники (лизинговые компании, медицинские организации, почтовые отделения, другие страховые компании, туроператоры, операторы финансовых платформ): по итогам 1 квартала 2024 года она составила 14,1% (годом ранее – 23,5%). Сборы через этот канал в 1 квартале 2024 года составили 49,6 млрд рублей, также показав снижение на 12,9% чем годом ранее (57 млрд рублей). При этом совокупное вознаграждение прочих посредников снизилось значительнее – сразу на 57%, с 25 млрд рублей до 10,8 млрд рублей.
На четвертом месте по показателю среднего размера комиссии оказались страховые агенты-юрлица: она составила 9,2%, прибавив почти 5 п.п. (годом ранее – 4,6%). Сборы через этот канал продаж также показали рост на 55,6%, с 19,4 млрд рублей в 1 квартале 2023 года до 30,3 млрд рублей.
Пятое место рейтинга по размеру средней комиссии среди ключевых каналов продаж в 1 квартале 2024 года заняли автодилеры, их средняя комиссия составила 7,9% (годом ранее – 3,5). Этот канал продаж показал также рост сборов на 56,5% и составил 17,6 млрд рублей (годом ранее – 11,2 млрд рублей). Несмотря на то, что по экспертным оценкам объем продаж новых автомобилей на российском рынке продолжает снижаться. Совокупное вознаграждение автодилеров обозначило темп прироста в 1,6 раза (+ 61,1% к 1 кварталу 2023 года), с 3,7 млрд рублей до 6,0 млрд рублей.