Потребители финансовых услуг стали реже обращаться к финансовому уполномоченному по спорам, связанным с отказом в возврате страховой премии в кредитном страховании, сообщил Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин.
Число обращений, связанных с отказом в возврате страховой премии в сфере страхования жизни или несогласием с размером возвращаемой суммы, сократилось в первом полугодии 2023 года на 30,9% - до 4 572 обращений (за аналогичный период 2022 года – 6 620 обращений).
«Как правило, потребители обращаются за возвратом части страховой премии при отказе от страховки после того, как досрочно погасили кредит. Но не всегда финансовые организации исполняют свои обязательства. Если с потребителем поступили несправедливо, вне рамок закона, то мы восстанавливаем его права», - отметил Воронин. По его словам, отчасти сокращение таких споров связано с тем, что в полную силу работает норма закона (вступила в силу с 1 сентября 2020 года и распространяется на договоры, заключенные после этой даты), согласно которой возврат части премии в случае отказа от договора страхования при досрочном полном погашении кредита пропорционально неиспользованному периоду возможен, если такой договор заключен в целях обеспечения исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), – и не только в рамках периода «охлаждения».
В целом число обращений к финансовому уполномоченному за первое полугодие 2023 года в отношении страховых организаций сократилось на 8,3% - до 62 277. Наиболее заметное снижение числа обращений произошло в страховании жизни, страховании от НС и болезней – на 21,7% (до 7 971 обращений). В этом сегменте в части предмета спора, помимо упомянутых споров по возврату страховой премии, сократилось число обращений, связанных с отказом в страховой выплате (на 13,3%, до 1 823 обращений), но увеличилось число споров по нарушению сроков выплаты или возврата премии (на 62,1%, до 723).
Уменьшение числа обращений – на 6,9% - произошло в сегменте ОСАГО (до 49 013 обращений). При этом в части предмета спора здесь выросло число обращений по несогласию с размером страхового возмещения (на 5,7%, до 26 761). По остальным видам споров в ОСАГО отмечено сокращение: нарушение сроков выплаты (на 7,6%, до 11 828), отказ в выплате (28,7%, до 7 306), несогласие с качеством выполненного ремонта (20,5%, до 325).
«Еще один тренд в страховании – рост числа обращений по добровольному «моторному» страхованию, то есть каско (на 14,9%, до 3 358 обращений). Потребители обращаются по поводу несогласия с размером страхового возмещения, отказом в выплате, выросло значительно – на 39,2% - число споров из-за нарушения сроков возмещения, на 5,1% - из-за некачественного ремонта. Очевидно, что здесь проблематика связана с дефицитом запчастей и вытекающими отсюда обстоятельствами», - добавил Воронин.