Малый и средний бизнес, как правило, не имеет практики управления рисками, более приоритетной задачей для него сейчас является выживание. При этом выживаемость небольших компаний составляет примерно 5-10% на дистанции в три года, в том числе и по причине чрезвычайных происшествий. Об этом рассказал руководитель Группы Зетта Страхование Игорь Фатьянов на Форуме МСП, который проходил в стартовый день Петербургского международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
По прогнозу Allianz на 2023 год, который глобальный страховщик ежегодно строит на основе опроса более чем 2,5 тысяч риск-менеджеров из 89 стран мира, небольшие компании ставят на первое место угрозу кибер-инцидентов, ее отмечают 39% респондентов. На втором месте закономерно оказался риск перерыва в производстве, включая разрыв цепочек поставок (32% опрошенных), на третьем - вспышка пандемии (25%). Далее идут изменения в законодательстве и регулировании, а также стихийные бедствия (по 21%), возможная трансформация рынка (18%), нехватка квалифицированных кадров (16%), макроэкономические колебания (15%), пожар или взрыв и климатические риски (по 14%).
«Остановка производства – это очень важный рисковый фактор для предприятий малого и среднего бизнеса. Потому что теряется с трудом заработанная доля рынка, возникают сложности по кредитам. Само имущество, например, может быть застраховано, а вот если нет полиса от перерыва в производстве, то эти потери могут привести к закрытию предприятия», - отметил Фатьянов.
В России небольшие и средние компании чаще всего страхуют такие риски, как порча основных производственных средств, в т.ч. автотранспорта, здоровье сотрудников и учредителей, претензии по качеству работы или ущербу третьим лицам, а также простой предприятия. Сегодня большинство страховых компаний в России предлагают стандартный «коробочный» продукт для страхования малого и среднего бизнеса. Чаще всего в него входят имущественные риски и ответственность компании перед третьими лицами.
«В сегменте МСП есть системные риски, которые способны оказать драматическое влияние на бизнес. Это возможные финансовые и коммерческие проблемы, и конечно, человеческий фактор. Какие риски бизнес должен принимать на себя, а какие лучше переложить на страховую компанию, как правило, показывает практика. Собрать этот опыт без лишних затрат и защитить свои интересы можно с помощью анализа предложений страховых компаний. Страховщик соберет конструктор из актуальных для бизнеса рисков быстро и эффективно. Дальнейшее развитие страхования в этом сегменте должно пойти в сторону гибких решений – с точки зрения специфики бизнеса, тарифообразования и линейки продуктов», - сказал Фатьянов.