добавлено 25.09.2015 17:03
автор korins.ru
Ожидаемая стагнация рынка фактически превратилась
в падение по итогам 1 полугодия, причем глубина падения объемов могла быть и
больше, если бы не эффект повышения тарифов ОСАГО. Такие данные привел президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс, представляя итоги аналитического исследования Института страхования при Всероссийском союзе страховщиков.
Прирост совокупных премий составил всего лишь
2,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Объем собранных за 1
полугодие 2015 взносов - 517 млрд руб. (за 1 полугодие 2014— 507 млрд руб).
В отличие от 2014 года, когда слабеющие драйверы роста все же позволили расти
отдельным сегментам (банкострахование за счет некредитного страхования жизни,
ДМС за счет рисковых программ, страхование имущества физлиц за счет коробочных
продуктов), в 1 полугодии 2015 года ни одного драйвера кроме исключительно
краткосрочного — ОСАГО — уже не было.
Факторы, которые определили такую слабую динамику
(в
реальном выражении - это уже даже не стагнация, а фактически падение)
достаточно предсказуемы - это и негатив
со стороны макроэкономики, и резкое торможение банковского рынка (а
банкострахование - традиционный драйвер страхового рынка), и сворачивание
различных инфраструктурных проектов, а также дальнейшее давление со стороны
корпоративного сектора, который пытается экономить на страховании в кризис.
В результате взносы по автокаско упали почти на 14%, страхование от НС и
болезней - почти на 20%
В качестве локальных «точек роста» можно назвать
лишь коробочные продукты в сфере страхования рисков физических лиц (в том числе
— бытовой техники и электроники, имущества, домов и квартир) и конечно эффект
повышения тарифов ОСАГО. Ускоренный рост страхования жизни, в том числе
некредитной, который мы наблюдали в 2014 году, в 1 полугодии 2015 проявился
гораздо слабее (+12%). Если бы не
повышение тарифов ОСАГО- очевидно мы увидели бы падение объема сборов (почти на
4%). Сокращение в некоторых сегментах - страховании имущества юридических лиц, добровольном страховании
ответственности - превысило 10%. Прирост премий по ОСАГО составил 39%
(1ПГ2015/1ПГ2014) , при еще более впечатляющих темпах роста во втором квартале
— премии по ОСАГО по сравнению со вторым кварталом 2015 года удвоились, хотя
число договоров даже снизилось.
В региональном срезе практически нет изменений
уже на протяжении двух лет: доля Москвы в сборах составляет около половины,
небольшие структурные сдвиги произошли после корректировки тарификации и
территориальных коэффициентов ОСАГО, но в общем масштабе рынка влияние их
минимально.
Рынок перестрахования по объему входящих премий
может впервые за 5 лет превысить 50 млрд рублей в этом году. Правда и этот
сегмент вряди ли покажет двухзначные темпы роста (консенсус-прогноз- около 6-8%
прироста взносов). Третий год быстрее, чем весь рынок
перестрахования, растет доля международного бизнеса, видимо, в 2015 году она
окажется рекордной за всю историю рынка - она уже приближается к 40%.
На фоне падения объемов сборов в ряде сегментов,
реального падения рынка в целом (или стагнации в номинальном выражении) можно
выделить три ключевых тенденции.
1.
Продолжает расти
концентрация, как по взносам, так и по капиталу и прибыли.
Причем доля топ10 компаний по прибыли существенно превышает долю топ10 компаний
в собранных премиях, хотя концентрация уже достаточно высока и по премиям. Доля топ10 компаний по взносам выросла с 59% до
65%, прирост страховых премий крупнейших компаний в 6 раз (!) выше чем рынка в
целом (+12,3% против +2,1%). В моторных видах — автокаско и ОСАГО доля топ-10 компаний уже почти 80%
(причем очевидно, что этот уровень будет впервые превышен в 2015 году). Фактически
первая десятка (которая практически не меняется по составу несколько лет)
начинает «отрываться» от остального рынка по нескольким параметрам — прирост и
масштабы бизнеса, прибыль, доля на сегментах рынка. Число страховщиков снижается
- прежде всего это принудительный уход рынка, инициированный регулятором.
Концентрация растет и в отдельных сегментах - от страхования имущества юрлиц до
перестрахования.
2.
Уровень
выплат в среднем по рынку вырос в 1 полугодии на 3 п.п, и даже дальнейшее снижение
РВД (уже составляет 42% в среднем) не смогло удержать комбинированный
коэффициент убыточности. Тем более, что по автокаско уровень выплат вырос еще
сильнее (+5 п.п.) и уже превышает 80% в среднем по рынку. Ускоренным
темпом по понятным причинам — переход от фазы роста с нуля к стабилизации
масштабов рынка при догоняющих выплатах - растет убыточность в страховании жизни (хотя до сих пор
находится на очень низком уровне).
Комбинированный коэффициент убыточности в среднем по топ-20 компаниям превысил
100%, хотя есть шансы на его стабилизацию хотя бы на этом уровне по
итогам 2015 года при условии относительной стабильности на валютном рынке.
3.
Уровень
рентабельности капитала по рынку продолжает сокращаться, у компаний
занимающихся автострахованием он стабилизировался на уровне 1,2%, у
универсальных компаний - чуть более 3%, у страховщиков жизни снизился по сравнению
с прошлым годом. Результаты могли быть еще хуже, если бы не регулятивные
послабления по возможности не отражать переоценку ценных бумаг. Тем не менее
давление на финансовый результат остается критическим. Вопрос рекапитализации
отрасли, даже силами нынешних акционеров, не говоря о приходе новых инвесторов,
остается очень острым.
Сокращение расходов страховщиками идет по всем
фронтам: по результатам опроса ЦБ РФ, более 50% страховщиков сократили расходы
на рекламу и маркетинг, более 40% - сократили региональную сеть и штат, свыше
20% сократили расходы на вознаграждение, в том числе бонусы топ-менеджмента и
произвели оптимизацию офисных помещений, сократив расходы на аренду и
содержание.
В качестве ключевых мер повышения рентабельности и
снижения убыточности опрошенных компании назвали повышение тарифов в автокаско
(более 70%), 55% - отказ от наиболее убыточных видов страхования и сегментацию клиентов
(в том числе использование "запретительных" тарифов), использование
продуктов с франшизой - более 50%, активизацию борьбы с мошенничеством, в том
числе через ужесточение внутренних операционных процедур.
Главные вызовы и угрозы страховщики по-прежнему
видят в сфере валютных рисков (риски девальвации и инфляционные ожидания), в
росте масштабов и ущерба от мошенничества, в том числе организованного, в
снижении спроса, сложности планирования и ожиданий роста убыточности, высокой
доле выплат по решениям судов (и отсутствием явного прогресса в части
судебной практики). Минимальное число опрошенных называет в качестве вызовов и
реальных проблем рынка санкции и риски, связанные с международной
деятельностью. Крупные компании в то же время, называют эти угрозы среди топ10
ключевых вызовов года.
АЦ Институт страхования при ВСС не ожидает ускорения
роста по итогам 2015 года. Наиболее вероятный сценарий - прирост 2-3%, как и по
итогам 1 полугодия, небольшой рост уровня убыточности (ККУ может превысить 102%
в среднем по рынку) и незначительные структурные изменения; при этом финансовый
результат может оказаться хуже, чем по первому полугодию,
как с точки зрения уровня среднерыночной рентабельности, так и совокупной
прибыли отрасли. Число убыточных компаний вырастет. Некоторые сегменты -
например, ОСОПО в результате корректировки тарифов в сторону снижения - в
среднесрочной перспективе резко сократиться, другие сегменты (банкострахование,
автокаско) - стагнировать.
Позитивные ожидания можно рассматривать пока что
только в технологической и институциональной сферах.
Развитие телематики, которая позволяет
контролировать убыточность, постепенный рост доли продуктов с франшизой,
снижение расходов ко взносам, рост онлайн продаж - эти тенденции заметны в 2015
году
В
целом страховой рынок с одной стороны очень зависит от технологических новаций,
с другой - традиционно более консервативен, чем банки и, например,
инвестиционные компании. Долгожданное внедрение электронного полиса и развитие
онлайн страхования заняло уже очень много времени -аналогичные изменения на
банковском рынке происходили быстрее.
С
другой стороны, возможно, технологическая революция на страховом рынке
начинается, и ее ключевым драйвером становится даже не онлайн-канал продаж и
даже не "коробочные" продукты, а телематика, причем не только как
инструмент анализа и контроля убыточности, а как важнейшая новация в управлении
клиентской базой, система отношений клиент-компания на этапе как отслеживания и
урегулирования убытков, так и формирования индивидуального предложения,
повышения лояльности клиента, кросс-продаж. По статистике контроль стиля
вождения, анализ ударов, анализ геолокации, отслеживание потенциальных
неправомерных действий страхователя снижают уровень убыточности на 15-20%.
Возможно, это ключевой вопрос дальнейшего развития моторного страхования и
страхования имущества и ответственности граждан в целом.