добавлено 21.09.2015 08:51
автор korins.ru
Россияне ездят за границу на личном транспорте вдвое реже, чем до
кризиса. Об этом свидетельствует статистика продаж полисов "Зеленая
карта" для путешествующих на автомобилях.
Как рассказала порталу Коринс.ру заместитель
исполнительного директора бюро "Зеленая карта" Наталия Субачева,
основной объем продаж Зеленых карт приходится на личный автотранспорт, а
с учетом повышения роста курса евро количество поездок за рубеж
сократилось - в кризис россияне либо отказываются вовсе от поездок за
границу на собственном автотранспорте, либо сокращают время пребывания
за рубежом. В целом по сравнению с тоже кризисным 2014 годом количество
приобретенных Зеленых карт снизилось на 10%, а вот по сравнению с 2013
годом – более чем в половину.
"Начиная с января 2015 года
мы видим определенное повышение кололичества продаж от месяца к месяцу,
но это связано с относительным снижением курса евро в течение первого
полугодия 2015 года. При этом помесячная тенденция абсолютно идентична
тенденции 2014 года (за вычетом снижения объемов). Таким образом,
поездки по-прежнему совершаются, а сезонность, сформировавшаяся еще в
2009 году, сохраняется", - пояснила она.
Н.Субачева
полагает, что текущее повышение курса закономерным образом может
отразиться на намерении автолюбителей провести осенние и зимние отпуска
за границей, однако велика вероятность, что существенное повышение цен
на авиа- и железнодорожные билеты может переориентировать
путешественников (особенно групп, семейных) на смену способа
передвижения в пользу автотранспорта.
Спрогнозировать
продажи до конца 2015 года с учетом повышенной волатильности курса она
затруднилась, однако предположила, следуя практике прошлых кризисных лет
(например, 2010), что не произойдет существенного провала – при этом
снижение по сравнению с 2014 годом сохранится.
Вместе с
тем на рынке страхования «Зеленая карта» помимо снижения объемов продаж,
существует две острые проблемы. Первая связана с незаконной реализацией
(прежде всего в пограничных областях) полисов ОСАГО, выданных
иностранными страховщиками (литовскими, польскими и т.д.). Данные полисы
в общей массе фальсифицированные, потому продаются по демпинговым
ценам, а в результате часть страхователей с такими полисами либо не
пропускается на территорию страны ЕС в принципе, либо в случае ДТП по
своей вине рискуют стать объектом судебных исков со стороны потерпевших
(иностранный страховщик по таким недействительным полисам возмещение не
производит). Для решения этой проблемы в ближайшее время в Госдуму будет
внесен законопроект, предусматривающий наложение на автовладельца
штрафа в размере до 5000 рублей за отсутствие российской Зеленой карты
при выезде. Привлекать к административной ответственности и применять
штрафные меры будут таможенные органы, которые в силу действующего
законодательства об ОСАГО должны осуществлять контроль за наличием у
выезжающих автовладельцев российских Зеленых карт, сообщила она.
Вторая
актуальная проблема, рассказала Н.Субачева, – ситуация, сложившаяся в
Крыму с применением системы «Зеленая карта». Высшим органом управления
системы – Генеральной ассамблеей Совета бюро в 2015 году было принято
решение о том, что полномочия РСА как национального бюро по организации
процесса урегулирования претензий в связи с ДТП по иностранным «Зеленым
картам» будут распространяться и на территорию Крыма. Таким образом,
европейскими государствами, входящими в систему (несмотря на активное
противление со стороны восточно-европейских соседей) де-факто Крым был
признан территорией России. Однако Генеральная ассамблея определила
исключение из этого правила, постановив, что украинские Зеленые карты в
Крыму не действуют, а ДТП по вине украинских транспортных средств с
такими Зелеными картами в рамках системы не урегулируются. В связи с
этим потерпевшим в подобных ДТП за возмещением вреда приходится
обращаться напрямую к виновнику ДТП в судебном порядке.
"В
последние месяцы мы отмечаем взрывной рост жалоб и обращений крымчан по
данному вопросу, в том числе – в адрес Центрального банка РФ,
Министерства финансов, Президента. Решение этой остросоциальной проблемы
также лежит на стороне ФТС – таможенным органам на местах необходимо
осуществлять контроль за наличием страхования у украинских транспортных
средств, въезжающих в Крым, и требовать приобретения ими российского
полиса ОСАГО", - сказала эксперт. Соответствующие письма-разъяснения
были направлены РСА в адрес ФТС, но до сих пор никакого контроля не
осуществляется, а количество потерпевших, не получающих страхового
возмещения, - растет, посетовала она.