По итогам 2021 года совокупное вознаграждение страховых брокеров выросло по сравнению с 2020 годом на 29% и составило 15,1 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году прирост вознаграждения относительно 2019 годом составлял только 4%. При этом средний размер комиссионного вознаграждения страховых брокеров является самым низким среди всех основных страховых посредников и составляет около 12%. Об этом сообщила председатель Совета Ассоциации Профессиональных Страховых Брокеров (АПСБ) Катерина Якунина, сославшись на ежегодно собираемую Ассоциацией статистику работы своих членов.
За посреднические операции по страхованию страховыми брокерами было получено 9,5 млрд рублей вознаграждения (63% от всего вознаграждения страховых брокеров), по перестрахованию - 3,9 млрд рублей (26%), за консультационные услуги - 1,1 млрд рублей (7%) и еще 0,7 млрд рублей (4%) - за иные связанные со страхованием услуги.
«Можно было ожидать, что в 2021 году весь страховой рынок покажет рост: рынок восстанавливается после тяжелого года неопределенностей, вызванных началом пандемии в 2020 году. Точных данных о сборах страховщиков за прошлый год пока нет, но и сейчас понятно, что такой резкий рост вознаграждения страховых брокеров - почти 30% - является опережающим показателем по сравнению со всем рынком. Это говорит, в первую очередь, о большой востребованности услуг страховых брокеров», - сказала Катерина Якунина.
На рынке страховых брокеров уровень концентрации высок: в 2021 году на топ-10 страховых брокеров пришлось 84% всего вознаграждения. Столько же на десятку крупнейших страховых брокеров приходилось и годом ранее.
Всего на конец 2021 года на страховом рынке работали 57 страховых брокеров. Из них 7 компаний специализируются исключительно на перестраховании, еще 6 - занимаются преимущественно консультационными услугами.
Больше половины всех страховых брокеров (31 компания) в части заключаемых ими договоров представляют интересы клиентов-физлиц и юрлиц, а в части - страховых компаний. «Это говорит о том, что большая часть страховых брокеров де-факто заботится и об интересах страховщика, и об интересах клиента, но пока не имеет возможности отразить это в договорах в силу нелогичного законодательного ограничения, которое запрещает им представлять интересы страховой компании и клиента одновременно. Мы полагаем, что при согласии на это обеих сторон страховой сделки страховой брокер должен иметь право одновременно представлять интересы их обоих», - сказала Катерина Якунина.