добавлено 13.08.2015 18:15
автор korins.ru
Лето 2015 года ознаменовалось
чередой крупных резонансных аварий с автомобильными перевозчиками. После
серьезной аварии в Хабаровском крае, унесшей жизни 16 человек, власти
инициировали обсуждение новых способов наказания нарушителей ПДД. Правительство
6 августа утвердило план мероприятий по снижению смертности на российских
дорогах. Среди прочего планом предлагается приостанавливать деятельность
пассажирских и грузовых перевозчиков за неоднократные грубые нарушения
законодательства о БДД вплоть до дисквалификации должностных лиц, несущих
ответственность за эксплуатацию автопарка перевозчиков.
Предлагаемые властями меры
«хороши и недостаточны одновременно», считает Николай Галушин. «Если сами
перевозчики будут, в первую очередь, ориентироваться на свою прибыль, а не на
качество услуги и ее безопасность, то все меры будут иметь нулевой эффект.
Например, в случае приостановки деятельности компании - перевозчика за грубые
нарушения законодательства, ее собственник может просто получить лицензию на
новое юридическое лицо. Более того, при определении стоимости страхования
ответственности перевозчика – нового юрлица не будет учитываться его реальная
убыточность по предыдущему договору страхования», – отмечает первый зампред
СОГАЗа.
По мнению Николая Галушина, для
водителей транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, необходимо
ввести независимую оценку качества управления транспортным средством. «Механизм
независимой оценки может быть реализован, например, путем установки в автобусах
технических средств, позволяющих отслеживать резкие ускорения, торможения,
перестроения, скоростной режим и другие факторы, влияющие на аварийность.
Полученные результаты позволят отстранять от управления транспортными
средствами, осуществляющими пассажирские перевозки, безответственных и
аварийных водителей. Кроме того, информацию о таких водителях можно будет
распространять по другим перевозчикам, чтобы исключить возможность
трудоустройства такого водителя в другой автопарк», – заявил Николай Галушин.
ОСГОП не дисциплинировало
перевозчиков
В 2013 году в России было
введено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).
По оценке Николая Галушина, введение ОСГОП не стало для перевозчиков
дополнительным дисциплинирующим фактором. В то же время такая задача и не
ставилась перед законом.
«Прямой связи между наличием
договора ОСГОП и дисциплинированностью водителя транспортного средства нет. Но
не стоит забывать, что основная цель закона об ОСГОП заключалась не в том,
чтобы повысить дисциплину водителей, а в том, чтобы защитить пассажиров
транспортных средств, жизнь которых по разным причинам подвергается опасности в
ходе перевозки. И уж во вторую очередь – снизить возможную финансовую нагрузку
с пассажирского перевозчика, которому бы в случае отсутствия договора ОСГОП
пришлось самому нести финансовые обязательства перед пострадавшими пассажирами
или родственниками погибших пассажиров. Лишь в третью очередь и косвенно
страхование должно и может влиять на повышение качества услуги по перевозке.
Тарифный коридор по этому виду страхования не столь чувствителен, чтобы
выступать финансовым инструментом воздействия на качественного или
некачественного перевозчика», – отмечает первый зампред СОГАЗа.
На третьем году реализации
закона уровень проникновения ОСГОП достаточно высокий, но все-таки не полный.
«По нашим оценкам, ответственность страхуют около 70-80% перевозчиков. Отдельные
перевозчики по-прежнему пытаются оптимизировать расходы на ОСГОП. Сейчас это в
меньшей степени происходит за счёт уклонения от заключения договоров
страхования, а, в основном, за счёт занижения количества транспортных средств в
автопарке или количества перевозимых пассажиров», – говорит Николай Галушин.
Источник: пресс-служба Согаза