добавлено 14.07.2015 10:48
автор korins.ru
- Андрей
Васильевич, позвольте поздравить Вас с юбилеем НССО. Даже в праздник насущные
вопросы и проблемы не позволяют расслабиться. На протяжении всего прошлого года
наблюдалось сжатие рынка ОСОПО, происходили
попытки остановить действие закона сроком на 2 года в рамках антикризисных
правительственных экономических мер. Недавно Банк России заявил о возможном
пересмотре тарифов в ОПО в сторону понижения, что опять-таки приведет к
сокращению рынка ОПО. НССО потеряет часть работы? Сохранят ли вообще
страховщики интерес к сегменту ОПО?
- В любом
случае, для НССО работы в ОПО меньше не станет, равно как и в ОСГОП. Пожалуй,
изменится ее характер. К настоящему времени имеем нормально выстроенную систему
управления союзом - прозрачную как для участников, так и для органов
исполнительной власти. Потребители и регуляторы практически не имеют нареканий
ни по линии обязательного страхования ответственности владельцев опасных
объектов, ни по линии обязательного страхования ответственности перевозчиков
перед пассажирами. Оба сегмента выстроены, они работают.
Мы завершили
2014 год с ожидаемым уровнем сборов в ОПО - 6,5 млрд рублей. Это меньше, чем
планировалось на начальных этапах запуска закона. Тенденция сокращения премий
просматривается и в первом квартале 2015 года. Страхователи в ОПО - люди
сообразительные, они используют все пути оптимизации затрат при заключении
договоров страхования. Промышленники производят укрупнение объектов,
регистрируют несколько опасных объектов как один. Львиная доля
переклассификации состоялась, но процесс перерегистрации не останавливается.
К тому же по
итогам первого квартала заметным было влияние дискуссии в обществе о возможном
введении моратория на применение закона об ОПО на 2 года. Обсуждение возникло в
рамках пакета антикризисных мер для российской экономики. Ожидание возможного
моратория на уплату страховых взносов привело к замедлению процесса
пролонгирования заканчивающих свое действие договоров ОПО. Статистика
показывает спад активности заключения договоров ОПО. Следует отдать должное
органам исполнительной власти: они напомнили участникам рынка их обязанность по
закону страховать свою ответственность. Введение моратория было признано
нецелесообразным, поскольку существенно ограничивает право пострадавших в
авариях на опасных объектах на страховую защиту. Однако темпы перезаключения
договоров ОПО пока не восстановлены.
Кроме задач
по преодолению новых вызовов, союз не прекращает активной методологической
работы. Сегодня НССО, например, разрабатывает порядок передачи страхового и
перестраховочного портфеля. Мы столкнулись с такой задачей при передаче
портфеля договоров страхования и перестрахованных рисков от СК
"АЛРОСА" компании "СОГАЗ" в результате слияния компаний.
Процедура
передачи портфеля может стать актуальной и в другой ситуации - в связи с
потерей игроком на рынке ОПО или ОСГОП лицензии. До сих пор, когда договоры
страхования высвобождались из-за ухода страховщика с рынка, их требовалось
расторгнуть и снова заключить. С точки зрения обеспечения организации
непрерывности страховой защиты по договору мы считаем такое решение не самым
удачным. Так что работы меньше не становится, меняется ее характер.
- Сегодня
страховое сообщество обсуждает вариант "запуска" через НССО новой
премьеры - закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций в РФ. После его
принятия встанет вопрос о наделении НССО полномочиями по реализации закона. Какие задачи в этом случае мог бы взять на
себя союз, если, конечно, ему будет поручено участвовать в реализации нового
законопроекта?
- Во-первых,
я подчеркну, что решение о создании профобъединения или наделении действующего
дополнительными полномочиями принимают участники страхового рынка. Во-вторых,
за 5 последних лет НССО довелось получить весьма ценный опыт запуска двух
страховых законопроектов, то есть опыт есть. Поэтому коллектив НССО готов
участвовать в реализации этого нового вида страхования, как технологически, так
и методологически.
Задачи
объединения, с моей точки зрения, более или менее вытекают из конструкции
законопроекта Минфина о страховании жилья.
К примеру,
одна из сложностей в реализации будущего закона связана с неоднородностью
жилого фонда и огромной территорией, где оно расположено. В некоторых регионах
РФ по официальным данным доля ветхого жилья (проблемная для принятия на
страхование) превышает 20%. Неофициальная статистика дает более высокий
показатель. Хуже, что есть и такое жилье, которое даже к категории ветхого
затруднительно отнести. Как страховать такие объекты? Ответы должны находить
представители госорганов, методологи и страховщики. НССО готов создать
дискуссионную площадку и обеспечить ее всестороннюю поддержку.
Другой
важный момент: согласно законопроекту, все субъекты федерации могут разрабатывать
свои программы с учетом индивидуальных особенностей регионов. Нужна будет
площадка для обсуждения вопросов страхования жилья в рамках таких программ,
потребуется их анализировать и сравнивать, обмениваться опытом, ею также может
стать НССО.
Повсеместно
правительство идет по пути создания службы одного окна, это идеологически
важное решение в защиту потребителя. Так почему бы здесь, в социально значимом
проекте федерального масштаба, с самого начала не стремиться к этому?
Глобальной
задачей всех профобъединений страховщиков было создание федеральной
информационной базы, содержащей данные и статистику по договорам страхования.
Все ведомства, вовлеченные в процесс, такими базами данных страховщиков
пользуются.
Государство
поставило задачу провести федеральную общероссийскую оценку жилого массива,
планируется, что налогообложение жилья будет "привязано" к его
кадастровой стоимости. Пока информации в этой сфере недостаточно, она носит
разрозненный характер. Нам потребуется формировать статистический массив,
определять форматы обмена информацией, устанавливать ее периодичность, нужны
механизмы обеспечения госорганов информацией по заключенным договорам
страхования. Так страховщики жилья, заключающие договоры страхования имущества,
могут со временем стать партнерами государства в решении данной задачи, как это
и происходит в других странах мира.
Есть еще
аспект, который может требовать участия объединения. Регулятор ведет работу в
области централизации жалоб и обращений, связанных с деятельностью всех участников
финансового рынка, Банк России создал для этих целей специальное сквозное
подразделение. Разумно и страховщикам сформировать всероссийский центр
информирования и консультирования граждан по вопросам страхования жилья, центр
обращения с жалобами. Это особенно актуально в условиях низкой развитости
страхования имущества в России.
- Авторы законопроекта сделали этот вид страхования добровольным. В самом
деле, Гражданский кодекс РФ не предполагает возможности обязать страхователей
защищать имущество. Если половина регионов страны станет страховать дома и
жилье, а другая - нет, ведь закон не состоится как федеральный…
-
Краеугольным для этого вида страхования стал вопрос о добровольном или
обязательном характере. В рамочном проекте Минфина РФ, прошедшем первое чтение
в Госдуме, говорится, что этот вид добровольный. С самого начала в дискуссиях о
законопроекте дотационные регионы заявляли, что не станут разрабатывать
территориальных программ страхования жилья, дескать, на текущую жизнь средств
не хватает. Их понять можно, но это не повод год за годом перекладывать
полностью решение всех поблеем по возмещению вреда на проблемных территориях на
федеральный бюджет. Только в 2014 году по одному Дальневосточному округу
компенсации физлицам из федерального бюджета после наводнения превысили 40 млрд
рублей, косвенные убытки оказались на порядок выше. Появление проекта по
страхованию жилья было обусловлено самой жизнью - природные катастрофы приносят
разрушения и ставят вопрос о разумных подходах к ликвидации ущерба жилому
сектору. Нужно попробовать что-то сделать, чтобы включать коммерческие
структуры в систему компенсации вреда.
Несмотря на
добровольность страхования, некоторые механизмы понуждения Минфином в
законопроект заложены: они побуждают жителей внимательно отнестись к
предложению страховать жилье. Так, права домовладельцев на получение помощи
государства при гибели жилья впредь связываются с наличием страхового полиса.
Без него пострадавшие уже не могут рассчитывать на получение нового жилья в
собственность. Альтернатива - заселение в общежитие. При наличии полиса
страхования жилья часть расходов государства, предоставившего новую квартиру
пострадавшему, возместит страховщик, снизит расходы бюджета. Одновременно
разработчики законопроекта намерены поставить получение регионами дотаций и
субвенций по иным видам госпомощи в зависимость от наличия действующих в
регионе программ по страхованию жилья. Региональные программы территориям
все-таки потребуется принимать.
- Законы об ОПО и ОСГОП действуют уже несколько лет. Можно ли считать
достаточной информированность россиян в рамках этих законов? Что сегодня делает
НССО для повышения юридической грамотности пострадавших на транспорте и опасных
объектах?
-В настоящее
время мы провели переговоры с МЧС России о возможности участия в программе
социальной рекламы, которую проводит ведомство по стране, размещая на билбордах
страны ролики, связанные с темой безопасности граждан. Планируется показ
нескольких социальных роликов, включающих информацию о правах потерпевших, которым
был причинен вред в аварии на опасном объекте или при перевозке пассажирским
транспортом - предварительные договоренности с МЧС России достигнуты, и сейчас
подготавливается к подписанию соответствующее соглашение. Если все сложится, с
осени начнется совместная информационная кампания.