добавлено 30.06.2015 12:30
автор korins.ru
В 2014 году рынок
добровольного медицинского страхования показал ускоренный прирост взносов. По-прежнему
существенную долю в этом сегменте занимает корпоративное медицинское страхование,
об особенностях которого рассказывает президент Всероссийского союза
страховщиков Игорь Юргенс.
Какую долю корпоративное ДМС занимает в общем объеме ДМС?
ДМС остается корпоративным сегментом страхования.
Розничный сегмент ДМС, хотя и развивается, остается крайне незначительным. Доля
взносов по розничному страхованию ДМС в совокупных взносах по ДМС составляет от
5 до 7%.
Является ли существенным для потенциального сотрудника
наличие корпоративного медицинского страхования в социальном пакете при выборе
места работы?
При выборе места работы люди ориентируются на набор
параметров, которые в конечном счете оказывают влияние на решение о поступлении
на службу к тому или иному работодателю. Ключевым параметром, конечно, является
размер заработной платы. Дальше, как правило, соискатели обращают внимание на
наличие и размер социального пакета, отношения в коллективе и прочие
нематериальные характеристики будущей работы. Для многих людей наличие полиса
ДМС в социальном пакте является принципиальным – возможность получать
качественные медицинские услуги важна для абсолютного большинства людей, ведь
периодически все мы болеем и обращаемся ко врачам. Поэтому при примерно
одинаковом уровне предлагаемой зарплаты работодатель, предлагающий ДМС в своем
социальном пакете, будет более привлекателен для потенциальных сотрудников.
Как менялся спрос на
корпоративное ДМС в последние два года? Как сказался на сегменте текущий кризис
и кризис 2008-2009 годов?
Во время кризиса 2009 года темпы прироста взносов
сильно сократились, реальный объем рынка с учетом инфляции упал. Если в 2008
году сегмент ДМС вырос на 17,4% по сравнению со значением за 2007 год, то в
2009 году значение показателя составило лишь 0,1%.
Замедление роста объемов ВВП заставило предприятия в
тот период сократить инвестиции и оптимизировать свои страховые бюджеты. В
первую очередь работодатели сократили расходы на социальные виды страхования –
ДМС и НС. В 2014 году, несмотря ухудшение макроэкономической ситуации, темпы
прироста взносов по ДМС ускорились - объем рынка вырос на 9%, в 2013 году – на
6%. Поддержать высокие темпы прироста взносов, несмотря на торможение
экономики, позволили две основные тенденции. Во-первых, и страховщики и
предприятия осознали необходимость идти навстречу друг другу – отказ
предприятиями от приобретения программ ДМС для сотрудников не выгоден как самим
работодателям, так и страховым компаниям. Страховщики и работодатели начали
искать оптимальные соотношения стоимости и наполнения программ ДМС. Во-вторых,
сами страховщики начали активно продвигать рисковые программы ДМС, которые
включают страхование от критических заболеваний.
Кто чаще всего
приобретает полисы корпоративного ДМС? Есть ли компании, для которых это
является обязательным?
Чаще всего программы корпоративного ДМС предоставляют
своим сотрудникам крупные и средние предприятия в России. Уровень проникновения
этого вида в малых предприятиях заметно ниже. ДМС – это добровольный вид
страхования, обязанность предоставлять такую страховку своим сотрудникам не
закреплена за работодателем на законодательном уровне. Тем не менее во многих
компаниях наличие полиса ДМС прописано к корпоративной политике, то есть
является обязательным в рамках самой компании.
Какой перечень
медицинских услуг, как правило включен в полис корпоративного ДМС? Зависит ли
он от профиля деятельности компании, должности сотрудника и т.д.?
Базовый полис ДМС чаще всего включает риски
диагностирования и лечения заболеваний легкой и средней тяжести. При этом в
большинстве компаний наполнение программы ДМС меняется в зависимости от
должности сотрудника – чем выше должность, тем шире перечень рисков, включенных
в полис ДМС. Такое расширение программы по мере роста должности является одним
из нематериальных методов стимулирования и поощрения сотрудников.
В чем преимущества
корпоративного ДМС перед покупкой полиса "физиком"?
Основное преимущество корпоративного ДМС - это
его цена. Стоимость полиса ДМС для частных клиентов значительно выше, чем
для корпоративных клиентов, так как страховщики закладывают риск ухудшающего
отбора в стоимость полиса.
Минимальная рисковая составляющая, ухудшающий отбор и
связанная с этим высокая стоимость страхового полиса делает розничное ДМС
невыгодным как для страхователей, так и для страховщиков.
Как будет чувствовать
себя данный сегмент в ближайшем будущем?
В 2015-2016 годах рынок ДМС продолжит расти темпами 5-10% в
год как за счет восстановления корпоративных программ, так и за счет
продвижения рисковых программ ДМС.