Рейтинговое агентство «Эксперт РА» публикует исследование «Электронное страхование: вынужденное ускорение» и рэнкинги страховых компаний по электронному страхованию.
Опрос участников страхового рынка, проведенный агентством «Эксперт РА» по итогам 2019 года, показал, что доля страховых компаний, которые применяют ИТ-решения, связанные с использованием Интернета, в процессе продаж страховых продуктов близка к 100 %. 85 % компаний предоставляют клиентам возможность на своем сайте или в мобильном приложении произвести расчет и покупку страхового полиса, 58 % респондентов – подать заявку на урегулирование страхового случая через сайт или мобильное приложение. И доля таких компаний на рынке неуклонно увеличивается. Почти половина опрошенных позволяет своим клиентам полностью урегулировать страховой случай через дистанционные сервисы без посещения офиса компании.
Лидирующий сегмент – страхование автокаско – опустился по доле во взносах по электронному страхованию до минимального за всю историю значения – 24,3 % за 2019 год. Крупнейшими видами страхования по доле премий за 2019 год также стали страхование имущества физических лиц (20,2 %) и страхование выезжающих за рубеж (16,7 %). Существенное увеличение доли во взносах за 2019 год отмечается по страхованию жизни, ипотечному и прочим видам кредитного страхования, а также страхования финансовых рисков. Эти виды составляют превалирующую часть «прочих видов страхования» в рассматриваемой в исследовании классификации. По оценкам агентства «Эксперт РА», суммарный объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО в 2019 году по сравнению с 2018-м вырос на 40 %, достигнув 17 млрд рублей.
В то время как агентство прогнозирует сокращение премий на страховом рынке в целом по итогам 2020 года, электронное страхование ожидает очередной значительный скачок. Объем премий без учета ОСАГО по итогам 2020 года достигнет 30–35 млрд рублей. Текущая ситуация с коронавирусом подтвердила еще большую значимость и актуальность электронного страхования. Те компании, которые активно использовали онлайн-канал продаж еще до эпидемии, значительно легче преодолели период ограничений и самоизоляции. Мы считаем, что интенсивное перераспределение страховых премий из других каналов в пользу онлайна продолжится, а пандемия лишь ускорит этот процесс.