добавлено 18.06.2015 16:17
автор korins.ru
Российский союз автостраховщиков (РСА) готовит изменения в Правила профессиональной деятельности, которые позволят усилить контроль за предоставлением услуг страховщиками ОСАГО. Эти нововведения комментирует начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов.
Тарифы на ОСАГО
выросли в апреле. Как изменилась ситуация на этом рынке? Решена ли проблема
продажи полисов и навязывания дополнительных услуг?
Тарифы
повысились в середине апреля, прошло лишь два месяца. Если мы хотим комплексно
проанализировать ситуацию во всех регионах, то для этого нужно больше времени.
Сейчас мы оперируем больше интуитивными понятиями. Между тем, ответы на вопросы
в данном случае даст статистика, которой в достаточной мере еще нет.
Мы
сравнили продажи ОСАГО до повышения тарифов и после. По нашей информации,
небольшое улучшение все же есть. В целом, ситуация начинает выправляться.
Наверное, не такими темпами, как мы хотим, но тем не менее.
Естественно,
мы вынуждены признать, что факты, о которых вы сказали, есть. Не могу сказать,
что это происходит в 100% случаев. Но факты есть. Что мы делаем? Центральный
банк и Российский союз автостраховщиков переходят к поведенческому надзору. Мы
разрабатываем изменения в Правила профессиональной деятельности Российского
союза автостраховщиков, которые обязательны к применению всеми участниками
рынка. В них мы четко прописываем, что если страхователь не хочет заключать
какой-то дополнительный договор, то он имеет право заключить только договор ОСАГО.
Необходимо информировать страхователя о том, что он имеет право заключить
договор ОСАГО без дополнительного договора. Страховщик будет обязан применять
обоснованный коэффициент «бонус-малус». В начале июля мы планируем утвердить соответствующие
правила и разослать страховщикам.
Есть
ли какие-то способы воздействовать на страховщиков, чтобы они нормально
продавали полисы?
Безусловно,
эффективный инструментарий есть. Он связан с жалобами в РСА и Центральный банк.
Мы каждую жалобу рассматриваем, принимаем по ней решение. Ведем статистику по
таким жалобам. Если мы видим, что та или иная компания злоупотребляет своими
возможностями, то применяем к ней санкции, она будет наказана рублем.
Но ведь
рассмотрение жалобы – это не дело нескольких минут, а полис ОСАГО нужен в
определенный момент…
В
Правилах профессиональной деятельности мы четко прописываем, что страхователь
вправе заключить договор ОСАГО в день обращения. Там есть один нюанс, что
страховщик вправе потребовать машину на осмотр. Осмотр должен быть проведен в
тот же день. Если это невозможно, к примеру, автомобиль находится по другому
адресу, то в срок до 5 дней. То есть, эти сроки мы тоже регламентируем.
Можно
ли как-то фиксировать факт непродажи полиса в день обращения, например, из-за
медленно двигающейся очереди?
Это
было бы желательно. Кстати говоря, в Правилах профессиональной деятельности
одна из норм этих изменений посвящена тому, что у страхователя есть право
осуществлять аудио- и видеосъемку того, что происходит в офисе, момента
заключения договора. И у страховщика нет права ему препятствовать в этом.
Скоро граждане
получат возможность покупать электронные полисы ОСАГО. Как это скажется на
качестве предоставления этой услуги?
В
соответствии с законом электронные продажи станут возможны с 1 июля 2015 года. Мы
надеемся, что этот механизм позволит снизить напряженность с заключением
договоров ОСАГО. Потому что страхователь будет заходить на сайт страховщика и
от воли страховщика ничего не будет зависеть, не будет возможности отказать в
заключении договора ОСАГО.