Как прокомментировал результаты исследования президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, аналогичные выводы можно сделать и на основе данных, имеющихся в союзе: число жалоб на недоступность полисов ОСАГО, поступающих в РСА, снизилось практически до нуля, в ЦБ также констатируют факт резкого сокращения жалоб в системе ОСАГО. «Очевидно, что улучшение ситуации в обязательном автостраховании происходит на фоне проводимой реформы в этом сегменте страхового рынка. Индивидуализация тарифа ОСАГО привела к росту конкуренции и, как следствие, к повышению уровня доступности услуги, а также к снижению ее стоимости – на 5-6%», - отметил И.Юргенс.
Исследование состояния рынка ОСАГО, проведенное Финансовым университетом:
Основные результаты исследования, проведенного Финансовым университетом при Правительстве РФ в декабре 2019 года
1. Опросы и проведенные на их основе расчеты показали, что 99% автомобилей, которые находятся в собственности автовладельцев, проживающих в крупных городах, застрахованы по ОСАГО. В целом можно говорить о том, что российский автопарк, принадлежащий населению, застрахован по ОСАГО практически полностью.
2. Только 1% автовладельцев заявили о том, что в их городе затруднительно купить полис ОСАГО, еще 7% признали, что с приобретением полиса встречаются затруднения. И 92% участников исследования отметили, что в их городе полис ОСАГО можно купить без каких-либо проблем. В последние месяцы мы видим стабильно высокий уровень доступности полисов ОСАГО для населения.
Сегодня 23% автовладельцев имеют опыт приобретения электронных полисов ОСАГО. Отсутствие роста популярности электронных полисов говорит о наличии препятствий, мешающих страхователям шире пользоваться этим каналом доступа к страховым продуктам.
Потребительская оценка качества работы страховщиков на этапе продажи страховых продуктов по данным за декабрь остается весьма высокой – полностью или в основном ей довольны 87% автовладельцев. В последние месяцы стабильно растет доля автовладельцев, которые считают сервис страховщиков при продаже полисов очень высоким.
3. Сегодня 61% автовладельцев считают стоимость полисов ОСАГО доступной, невысокой, скорее приемлемой или относятся к стоимости полиса нейтрально. Это меньше средней оценки приемлемости стоимости полиса, рассчитанной по итогам исследования в июне-декабре – в целом по семи волнам исследования стоимость полиса считают невысокой, скорее приемлемой или относятся к ней нейтрально 67% респондентов.
4. Сегодня 72% автовладельцев не знают случаев, когда автомобиль используется без полиса ОСАГО. В последние месяцы доля тех, кто не знает случаев езды без полиса, снижается. Соответственно, растет доля автовладельцев, осведомленных о случаях эксплуатации автомобилей без полиса ОСАГО. Если эта тенденция окажется устойчивой, следует рассмотреть меры по ужесточению контроля наличия полисов ОСАГО у автовладельцев.
5. За последние месяцы мы наблюдаем существенное снижение доли автовладельцев, которые считают, что в их городе невозможно купить фальсифицированный полис. Только 25% автовладельцев придерживаются точки зрения о том, что фальсифицированные полисы ОСАГО в их городе недоступны. Еще 41% автовладельцев считают, что поддельные полисы в их городе легко доступны, и 34% респондентов утверждают, что их можно купить при желании. Сегодня доля автовладельцев, которые считают, что в их городе невозможно купить фальсифицированный полис ОСАГО, намного меньше пикового значения, отмеченного в ходе исследования в августе (67%). Это может свидетельствовать об активизации мошенников, предоставляющих на рынке услуги по приобретению автовладельцами «дешевых», фальсифицированных страховых полисов ОСАГО.
6. Среди автовладельцев, которые получали выплаты по ОСАГО, 73% скорее удовлетворены, полностью или в основном удовлетворены работой страховщиков при урегулировании страховых случаев.
7. По данным исследования за декабрь, 17% респондентов известны более или менее частые случаи попыток обмануть страховщиков при получении выплат по ОСАГО.
8. Среди страхователей сохраняется достаточно высокий уровень осведомленности о новациях, происходящих в последнее время на рынке ОСАГО. Так, 77% автовладельцев заявили о том, что знают о приоритете натурального возмещения ущерба над денежным, 65% - об увеличении максимального возмещения по «европротоколу», 48% участников исследования заявили о том, что знают о фиксации коэффициента бонус-малус в течение года и 57% - о расширении ценового коридора при определении стоимости полиса ОСАГО для потребителя.
Полностью или в основном поддерживают, а также относятся к инициативе нейтрально:
- расширение тарифного коридора 93% опрошенных,
- приоритет натурального возмещения – 61%,
- развитие «европротокола» - 74%,
- увеличение «потолка» возмещения в связи с материальным ущербом, а также ущербом жизни и здоровью – 77% опрошенных.