25 декабря президент РФ Владимир Путин на встрече с представителями крупного бизнеса высказал предложения о смягчении уголовного кодекса для предпринимателей. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подготовил ряд конкретных предложений по изменению законодательства, сообщил президент ВСС Игорь Юргенс.
26 декабря Владимир Путин внес в Госдуму Федеральный закон “О внесении изменений в статью 210 Уголовного кодекса Российской Федерации”. В законопроекте нашли отражение и предложения ВСС.
ВСС полагает, что некоторые меры, применяемые в процессе уголовного разбирательства к лицам, преследуемым по “предпринимательским” статьям уголовного кодекса, требуется смягчить.
В частности, Игорь Юргенс отметил, что заключение под стражу при преследовании по ряду “предпринимательских” статей уголовного кодекса должно быть возможно, только если личность подозреваемого или обвиняемого не установлена, или он:
• не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
• нарушил ранее избранную в отношении него меру пресечения;
• скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
Игорь Юргенс напомнил, что поручение об исключении в отношении экономических преступлений применения норм законодательства, касающихся организованной преступной деятельности, содержится в пункте 8 перечня поручений президента РФ Владимира Путина по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» (утверждено 2 июня 2019 г.).
ВСС полагает, что к уголовной ответственности по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества) не должны привлекаться лица, совершившие преступления, предусмотренные рядом статей УК РФ (в частности, ст.ст. 159, 160, 165, 201 УК РФ), в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или управлением принадлежащим им имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо являющиеся членами органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности.
К числу таких лиц нужно отнести (кроме индивидуальных предпринимателей и членов органов управления коммерческих организаций) также акционеров, контролирующих лиц и бенефициарных владельцев, которые нередко привлекаются как «фактические руководители» за экономические преступления.
ВСС полагает, что в УК РФ должен быть зеркально отражен тот же подход, который был закреплен в последних поправках в статью 108 УПК РФ (см. часть 1.1 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 315-ФЗ):
«1.1 Заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 4 части первой настоящей статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 частями первой - четвертой, 159.1 - 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также статьями 159 частями пятой - седьмой, 171, 171.1, 171.3 - 172.3, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185 - 185.4 и 190 - 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации.».
Данная позиция поддерживается также Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).