Российский союз автостраховщиков (РСА) опровергает выводы, сделанные в исследовании “АТОЛ” о цене полисов ОСАГО. Союз полагает, что причина некорректных выводов - малая выборка, которую использовал “АТОЛ”, а также желание привлечь внимание к бренду при помощи громкого, но некорректного заголовка.
РСА полагает, что выборка данных, на основании которой сделаны выводы об изменении цены полисов ОСАГО, не релевантна и не позволяет сделать достоверные выводы. Возможно, причина в том, что выборка слишком мала. Так, авторы исследования утверждают, что были проанализированы данные 13 тыс. касс. Однако только страховых агентов, которые применяют кассы, на страховом рынке около ста пятидесяти тысяч (то есть их количество более чем в 10 раз превосходит все количество касс, использованных для анализа). Как следует из исследования, были проанализированы данные 79 759 чеков. Однако в год продается около 40 миллионов полисов ОСАГО, что в 500 раз (!) больше, чем проанализированное авторами исследования количество чеков. Мы полагаем, что несущественность выборки и стала причиной сильных искажений выводов в исследовании по сравнению с реальным положением дел. Кроме того, вызывает удивление и приводимое в исследовании сравнение данных за разные временные промежутки без какой-либо попытки учесть сезонность этих данных.
При этом существуют публичные данные по абсолютно всем полисам ОСАГО, которые продаются в РФ. Их в режиме онлайн аккумулирует РСА. Выводы, которые можно сделать из данных РСА, существенно отличаются от выводов, сделанных в исследовании.
Так, утверждается, что доля полисов е-ОСАГО, проданных в январе, составила 82% от всех полисов. Это, конечно, не так. Всего за январь по данным АИС ОСАГО, в которой автоматически учитываются все проданные полисы е-ОСАГО, было продано 1 289 461 полисов е-ОСАГО. При этом всего за январь продано около 2,3 млн штук полисов обязательной “автогражданки”.
Выводы о росте стоимости полиса также не соответствуют действительности. Данные РСА за период с 1 января 2019 года по 10 февраля 2019 года уже были опубликованы (мы вновь приводим их в разбивке по регионам). Это - данные по абсолютно всем легковым автомобилям, на которые были приобретены полисы ОСАГО за указанный период. Согласно им, наблюдается снижение средней премии в 61 регионе, на которые приходится почти 90% всех выдаваемых в РФ полисов ОСАГО. При этом в целом по РФ средняя премия для легковых автомобилей физлиц снизилась на 1,7% - до 5 569 рублей.
Такое впечатление, что основная цель исследования - не изучить ситуацию и сделать объективные выводы (а ситуация уже изучена и выводы сделаны гораздо более тщательно и на гораздо большем объеме данных), а привлечь внимание к бренду при помощи громкого и вызывающего негатив со стороны граждан, но при этом противоречащего действительности заголовка.