«Национальный союз агростраховщиков поддерживает позицию Правительства и Минсельхоза России о необходимости развития системы агрострахования на федеральном уровне. Из предлагаемых вариантов развития НСА считает максимально эффективным использование созданной системы агрострахования с повышением роли Минсельхоза и региональных органов АПК в управлении ее процессами», – заявил президент НСА Корней Биждов, комментируя результаты совещания по вопросам АПК в Сибирском федеральном округе, которое состоялось 4 сентября.
«То, что вопрос о наличии страховой защиты аграриев вынесен на уровень федеральных округов, говорит о его стратегической важности для государства, заявил К. Биждов. – Сейчас государству нужна система, которая позволит охватить основную часть агропроизводителей страховой защитой и снизить нагрузку на бюджет по оказанию помощи при ЧС. НСА считает, что эта задача может быть решена с использованием созданной в 2016 г. единой системы агрострахования, которая объединяет основных агростраховщиков – после ожидаемых законодательных изменений по повышению гибкости системы агрострахования, и при условии поддержки региональных органов АПК».
Совещание, которое провел в Новосибирске с регионами Сибирского ФО полномочный представитель Президента РФ в округе Сергей Меняйло, было посвящено трем вопросам – о подготовке и проведении уборочных работ, о развитии рынка агрострахования и о доведении до сельхозпроизводителей субсидий из федерального бюджета, предназначенных для содействия региональным программам развития АПК. В мероприятии приняли участие в режиме видеоконференции замминистра сельского хозяйства России Елена Фастова, представители органов АПК, НСА, Росгидромета, страхового сообщества Сибири. О ситуации на местах доложили представители руководства сибирских регионов – Алтайского края, Новосибирской, Омской и Иркутской области.
Открывая мероприятие, полпред Президента С. Меняйло заявил о том, что состояние агрострахования в сибирском округе требует развития. Только два региона заявили о намерении запланировать целевые показатели по агрострахованию на будущий год в рамках своих региональных программ. Повышенные риски для растениеводства в Сибири не стимулируют интерес страховых компаний к работе с агрорисками, с другой стороны, субъекты не проявляют активности в выделении средств на господдержку агрострахования, обрисовал ситуацию глава СФО. В качестве одного из вариантов развития он поставил вопрос о возможности создания госкомпании, которая могла бы специализироваться на сельхозстраховании. Также С. Меняйло высказался за выделение субсидирования агрострахования в качестве отдельного направления господдержки.
Как проинформировала в своем выступлении замминистра сельского хозяйства РФ Е. Фастова, министерство в настоящее время прорабатывает вопрос о путях развития агрострахования, включая и вопрос о целесообразности создании госкомпании. В то же время, отметила замминистра, данное предложение требует серьезного обсуждения, в том числе с учетом позиции Минфина. Она также подтвердила, что в настоящее время из всех регионов Сибири только в Алтайском крае отмечается заключение договоров страхования урожая на условиях господдержки.
«Вопрос о создании специальной госкомпании для агрострахования в России поднимается не первый раз, в том числе, он еще 5 лет назад ставился аграриями Сибири в рамках рабочей группы с НСА, – прокомментировал президент НСА Корней Биждов. – Однако мировая практика показывает, что эта модель требует подключения очень существенных бюджетных ресурсов, что особенно актуально для российской ситуации с ее масштабами и повышенными рисками для сельского хозяйства. При этом есть высокий риск, что убытки государства будут расти. Система государственного агрострахования – это модель второй половины XX века, когда-то она действовала и в США. Но в XXI веке даже такие ведущие аграрные державы, как Индия и Китай, отказались от исключительно государственной модели агрострахования (Индия этот шаг сделала в 2014м году), предпочитая распределять риски между разными страховщиками; в других странах – таких, как Испания или Турция, действует модель пула агростраховщиков. При этом роль государства остается центральной в управлении системой».
«Напомню, что единая общенациональная система агрострахования с господдержкой, основанная на единых правилах и с механизмами госконтроля за ее функционированием, была создана именно при активном участии НСА. Она получила правовую основу и заработала только в 2016 году, – подчеркнул К. Биждов. – Тогда же страховые компании-члены НСА отметили всплеск интереса аграриев к страхованию, однако этот результат был нивелирован изменением системы господдержки и включением субсидий на агрострахование в состав «единой субсидии» с 2017 г.».
Оценивая ситуацию в Сибирском федеральном округе, президент НСА отметил, что о полном отсутствии опыта агрострахования в Сибири говорить нельзя. Так, в 2017 г. в СФО было заключено 1,8 тыс. договоров страхования сельхозрисков. «На самом деле, аграриям Сибири хорошо известна тема агрострахования – в период до 2013-2014 гг. страхование с господдержкой в ряде регионов СФО осуществляли преимущественно местные страховые компании, – поясняет К. Биждов. – Но в 2014-2015 гг. проверки Банка России выявили у большинства этих страховщиков отсутствие реальных активов и достаточных страховых резервов, после чего лицензии этих компаний были отозваны. Отсюда и повышенное недоверие аграриев Сибири к агрострахованию, и запрос на усиление роли государства. Эти явления должны быть преодолены».