28 августа 2018 года вступает в силу приказ Минтранса РФ от 2 августа 2018 г. № 284, который утверждает форму и порядок заполнения письменного заявления выгодоприобретателя о выплате компенсации; форму и порядок заполнения документа о произошедшем событии на метрополитене и его обстоятельствах, предоставляемого юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, а также перечень документов, необходимых для получения компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, и порядок выплаты такой компенсации.
В настоящее время действует закон об обязательном страховании ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, согласно которому метрополитен имеет особый статус – он обязан возместить убытки сам, но на тех же условиях, как это сделал бы страховщик.
Эта норма содержится в ст. 25 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». Согласно закону, юридическое лицо, осуществляющее перевозки пассажиров метрополитеном, обязано выплачивать компенсацию в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.
Президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Игорь Юргенс пояснил, что ряд вопросов, а именно - подготовка метрополитеном документа о происшествии, составление заявления выгодоприобретателя, исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения компенсации, до настоящего времени не были регламентированы, что вызывало у пострадавших пассажиров значительные затруднения и в ряде случаев вынуждало их обращаться за защитой своих прав в судебные органы.
В НССО неоднократно поступали обращения пострадавших пассажиров, в которых они жаловались на непредоставление документа о происшествии и трудности в получении выплаты.
Приказ Минтранса РФ, вступающий в силу сегодня, устраняет существующую правовую неопределенность. Одним из наиболее важных положений приказа является законодательное установление сроков получения пострадавшим пассажиром документа о произошедшем событии (акта) от представителя метрополитена:
- в течение 2-х часов (при обращении потерпевшего непосредственно на месте наступления произошедшего события);
- в течение 5-ти календарных дней (при обращении к перевозчику позже даты и (или) времени наступления произошедшего события).
«Принятие данного документа является еще одним шагом, направленным на устранение пробелов законодательства в части обеспечения социальной защиты пассажиров, пострадавших на транспорте», - подчеркнул Игорь Юргенс и выразил надежду на то, что с принятием приказа Минтранса пострадавшим пассажирам метрополитена будет гораздо проще реализовать свои права на получение компенсации.