Расширение тарифного коридора в ОСАГО по 20% в сторону повышения и в сторону снижения пока не поможет страховщикам выйти на безубыточность в ОСАГО по итогам этого и следующего года. Об этом сообщил зампред Банка России Владимир Чистюхин в ходе онлайн-конференции в Facebook.
"При сохранении текущей структуры доходов, имея в виду уровень собираемых премий, а он падает год от года, и при сохранении текущего уровня убыточности, страховые компании не выйдут на 100%-ный результат (финансовый результат - прим. ред), будут около него - не лучше. Боюсь, что нам надо будет более серьезную работу с ними проводить по большей цифровизации и сокращению расходов для того, чтобы получить положительный финансовый результат по ОСАГО как по итогам 2018 года, так и 2019 года", - сказал он.
"Если по итогам 2018 года страховые компании в целом по ОСАГО получат прибыль, это будет очень важным драйвером для снижения реальной фактической стоимости ОСАГО. Потому что заработает конкуренция, значит, опять начнется борьба за клиента, соответственно, начнется снижение стоимости полисов ОСАГО. Но тут уже возможна другая проблема - проблема некого даже демпинга, она наблюдалась в середине 2000-х годов. Она вроде бы выгодна потребителю, но в ряде случаев может вести к финансовой неустойчивости страховой компании таким образом, что та не сможет выполнять свои обязательства", - пояснил В.Чистюхин.
При этом он сообщил, что страховое сообщество в борьбе с мошенничеством в ОСАГО «уже точно оттолкнулось от дна». «Я считаю, что системные усилия, которые последние два года предпринимало и страховое сообщество, и правоохранительные органы, и ЦБ, уже начинают давать результаты», - сказал зампред ЦБ.
Ранее Банк России объявил о начале с лета 2018 года масштабной реформы ОСАГО, которую планируется реализовать в три этапа.
На первом этапе планируется расширение тарифного коридора по 20% вверх и вниз. То есть, например, нижняя граница тарифа при оформлении физическим лицом полиса "автогражданки" для легкового автомобиля будет установлена на уровне 2746 рублей против действующих сейчас 3432 рублей. Верхняя - поднимется с 4118 до 4942 рублей.
Также будет изменена процедура присвоения коэффициента бонус-малус (КБМ), который представляет собой скидку за безаварийную езду и наоборот. Сейчас этот коэффициент может меняться несколько раз в год, один водитель может иметь несколько коэффициентов. ЦБ РФ предлагает присваивать КБМ один раз в год, сохранить лишь одно значение - наименьшее из имеющихся у водителя. То есть "страховая история" будет закрепляться за водителем, а не за заключенными ранее договорами ОСАГО.
Еще одним нововведением на первом этапе станет калибровка коэффициентов в зависимости от возраста и стажа водителя (КВС) и в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО). Действующие значения КВС рассчитывается по пяти категориям водителей, регулятор планирует ввести 50. Самый высокий коэффициент, как и раньше, будет установлен для водителей в возрасте до 21 года со стажем вождения до 2 лет (поднимется с 1,8 до 1,87). Планируется, что нововведения повысят стоимость полиса не более чем на 5%, в будущем разница может быть более серьезной.
На втором этапе - осенью 2018 года - потребуются изменения на законодательном уровне, которые будут направлены на представление возможности страховщикам более мелкой сегментации круга потенциальных страхователей ОСАГО, вплоть до установления индивидуального тарифа каждому конкурентному клиенту. При этом в компетенции Банка России по-прежнему останется установление минимальных и максимальных значений базовых ставок страхового тарифа для пресечения получения страховщиками необоснованного дохода.
Также на этом этапе предлагается ввести реестр страховых агентов, предлагающих полисы ОСАГО, и квалификационные требования к ним, обязать страховые компании размещать на сайте онлайн-калькулятор стоимости ОСАГО.
Летом 2019 года, при успешной реализации первых шагов реформы, планируется дальнейшее расширение тарифного коридора вплоть до свободных тарифов.