Жизнь > Опыт Германии: после либерализации тарифов полисы ОСАГО подешевели
4558 show

добавлено 08.05.2018 10:21
автор korins.ru

Пример Германии показывает, что отмена государственного регулирования тарифов ОСАГО необязательно приводит к росту цен на полисы – к такому выводу пришли эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА) по итогам рабочей встречи в Берлине с немецкими коллегами – представителями Германского союза страховщиков (ГСС). 

Свободные тарифы ОСАГО на германском рынке установлены с 1 июля 1994 года. «Отмены тарифного регулирования опасались все: страховщики понимали, что конкуренция на рынке ужесточится, а потребители боялись, что не сдерживаемые контрольно-надзорным органом тарифы начнут расти. Но на деле все произошло ровно наоборот: из-за жесткой конкуренции между страховыми компаниями тарифы резко снизились», - рассказал в ходе встречи старший менеджер по Центральной и Восточной Европе ГСС Франк Тирольф. 

Так, к моменту либерализации в 1994 году средняя цена полиса ОСАГО в Германии составляла сумму, эквивалентную почти 300 евро. После отмены регулирования средняя цена резко пошла вниз, достигнув примерно 250 евро в 1999 году и чуть больше 200 евро в 2010-м. На свободном рынке цены достаточно изменчивы – в 2015-м средняя стоимость полиса составила 248 евро, но выше 260 евро после либерализации цена уже не поднималась.

Другим положительным моментом для потребителей стало то, что после либерализации значительно выросла средняя сумма возмещения ущерба за вред жизни и здоровью пострадавшего в ДТП: с примерно 11 тыс. евро в 1994 году до 16529 евро в 2015-м. Примечательно, что это произошло на фоне снижения средней цены страховки ОСАГО. При этом средняя сумма возмещения материального ущерба осталась практически неизменной и находится в районе 2400-2500 евро. 

С другой стороны, освобождение тарифов и последовавшее за ним снижение средней премии отразилось на бизнесе германских автостраховщиков: технический результат страховых компаний по ОСАГО после 1994 года стал резко падать, сократившись почти до минус 1,7 млрд евро к 1999 году. Но затем рынок адаптировался к изменениям регулирования, и уже в 2002 году технический результат страховых компаний по ОСАГО вышел в положительную зону. А по итогам 2003-го он составил 0,5 млрд евро, что стало максимальным техрезультатом по обязательному автострахованию, начиная с 1980 года. В последующие годы финансовые показатели страховщиков ОСАГО развивались циклически: несколько лет прибыли сменялись несколькими годами убытков, и так далее, что позволяет говорить о том, что рынок автострахования в Германии сбалансирован. 

«Конечно, рынок ОСАГО в России имеет свою специфику, и скорее всего, сценарий его развития после освобождения тарифов будет отличаться от германского. Но что мы можем сказать точно – не стоит бояться либерализации, потому что на нашем рынке в результате нее выиграли все – и страховщики, и, что самое главное – потребители», - уверен Франк Тирольф. 

«Либерализация ОСАГО в России назрела уже давно, это показывает международный опыт – так, Германия уже 24 года живет со свободными тарифами», - отметил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. 

Рынок РФ действительно отличается от немецкого тем, что в Германии не развит «бизнес» криминальных автоюристов, которые сделали источником своего заработка искусственные «накрутки» на выплаты через суды. А у нас именно этот фактор вызывал опасения, что либерализация на первом этапе вызовет резкий рост тарифов в регионах, где активны автоюристы и мошенники. Однако российские страховщики уже заметили положительный эффект от приоритета натурального возмещения в ОСАГО – сумма выплат по страховым случаям «автогражданке» в январе-марте 2018 года сократилась на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 33,5 млрд руб. Эта тенденция позволяет прогнозировать, что рост тарифов в проблемных регионах не будет столь значительным. 

Либерализация тарифов нужна не только страховщикам для балансировки убыточности ОСАГО, спровоцированной криминальными автоюристами. Свободные тарифы ОСАГО означают справедливое тарифообразование именно для потребителей. Сейчас в условиях жесткого регулирования тарифов государством все автовладельцы – и молодые, и опытные, и аккуратные, и лихачи – платят усредненную, а значит, плюс-минус одинаковую цену за страховку. 

«При этом риск страховщика на таких водителей различается в разы, но установить соразмерную риску цену в условиях тарифного регулирования страховая компания не может. А это означает, что опытные и аккуратные водители вынуждены переплачивать за полис, компенсируя недоплату за риск со стороны молодых и аварийных водителей. Свободное тарифообразование позволит устанавливать цену для каждого водителя индивидуально, к выводу о правильности этого принципа давно пришли в Европе и других развитых странах. Для России это значит, что большая часть водителей, скорее всего, будет платить меньше – ведь скидкой за безаварийную езду пользуются 81% водителей», - заключил И.Юргенс.

0
0

1
1

Читайте также

11932 thumb

Новости: Имущество, финансы и сотрудников защитили более 12,5 тысяч компаний малого бизнеса

22.11.2024
11931 thumb

Новости: «Росгосстрах» выяснил, сколько россияне тратят на такси

22.11.2024
11930 thumb

Жизнь: Пледы, коты, кофе — россияне рассказали про самые эффективные методы борьбы с осенней хандрой

22.11.2024
11929 thumb

Новости: НСИС создаст новые сервисы для страховых агентов

22.11.2024
11928 thumb

Новости: РСА назвал регионы с наибольшей долей безаварийных водителей

22.11.2024

Последние альбомы
79 thumb

Круглый стол ВСС на FINOPOLIS 2024 «Берегись нейросетей: Юрий Деточкин VS искусственный интеллект»

12.11.2024
78 thumb

XIX Международная конференция по страхованию «30 лет ВСС – от прошлого к цифровому будущему»

04.06.2024
77 thumb

Круглый стол «Страхование киберрисков» на площадке Уральского форума «Кибербезопасность в финансах»

01.03.2024
76 thumb

Мероприятие в честь 20-летия ОСАГО в Музее Гаража особого назначения

18.12.2023
75 thumb

Круглый стол ВСС «Опережая космические технологии: страховые и финансовые сервисы 2023» в рамках FINOPOLIS 2023

30.11.2023

Последние видео
Специальный репортаж "Стратегия будущего. Как ИИ и цифровые технологии меняют финансовый рынок России", телеканал Россия 24
110 rightPlay video2
добавлено 25.10.2024
Е.В.Уфимцев, президент РСА, в интервью программе "Вести. Местное время"
109 rightPlay video2
добавлено 24.10.2024
Н.Галушин в сюжете «Штрафы по камерам за нарушение ПДД и отсутствие ОСАГО» телеканала «Россия 1»
108 rightPlay video2
добавлено 21.10.2024