добавлено 06.05.2015 11:18
автор korins.ru
- Как Вы оцениваете показатель снижения сборов ОПО после применения новых тарифов?
- Сейчас рынок ОС ОПО составляет чуть больше 6 млрд. руб. в год.
Предполагается, что и без снижения тарифов в 2015 году рынок еще
сократится, а в следующем году возможно будет применять еще более
высокий «дисконт» за качество риска – «скидка»
в размере 40%.
Предполагаемое снижение тарифов в несколько раз приведет к тому, что
рынок сократится до размеров 2-3 млрд. руб., что приведет к пересмотру
отношения (аппетита) игроков рынка к этому виду страхования.
- Может ли это негативно сказаться на пострадавших? Что в этой связи ждет рынок?
- Сегодня не стоит забывать о том, что весь рынок по
размеру премии равен одному крупному убытку на объекте с лимитом в 6,5
млрд. руб. К сожалению, аргументов о необходимости формировать
статистику не услышали, увы, и показатель объема выплат
неприятно поражает – даже страхование в рамках 116-фз «О промышленной
безопасности» показывало больший объем выплат, чем сейчас в рамках
225-фз, однако, поверить в то, что радикально вырос уровень промышленной
безопасности я не готов. Скорее всего, имеет место
сокрытие большого количества нефатальных аварий или инцидентов, которые
не доводятся до РТН.
- Будут ли иметь право промышленники перезаключить действующие
договоры по новым тарифам. Если да, то Ваш прогноз по премиям на 2015
год. Что вообще будет с рынком?
- Если тарифы вступят в силу с 1 января, то заключить договор в ноябре
по новым тарифам будет невозможно. Если владелец ОПО будет умышленно
откладывать перезаключение договора страхования ОС ОПО, дожидаясь
вступления в силу новых тарифов,
то отсутствие в течение какого-то времени договора страхования означает
нарушение закона и предполагает существенный денежный штраф, который
значительно выше размера страховой премии по договору ОС ОПО.
- Подготовленные поправки предусматривают расширение лимитов выплат в
ОПО, насколько в случае их принятия потребуется повысить тарифы и как в
этом случае будут заключаться договоры?
- Обоснование расчета увеличения лимитов по отдельным ОПО строилось не
на прогнозе роста тарифов, а на анализе ситуации по убыткам. В
частности, аварии на шахтах и количество пострадавших и погибших при
авариях на таких объектах показали,
что суммы в 10 млн. руб. недостаточно для обеспечения защитой всех
работников, которых авария на угольной шахте может затронуть. Сейчас
экономика этого вида страхования позволяет увеличивать лимиты при
непересмотре тарифов в сторону увеличения. И только практика
может показать, насколько новые тарифы будут отвечать тому, что
одновременное расширение покрытия по ОС ОПО, позволит обеспечить
приемлемый уровень рентабельности по виду.
- Ваш прогноз: станет ли этот вид страхования нерентабельным для
каких-либо компаний? Ожидаете ли Вы сокращения участников рынка, на
сколько?
- Да, ожидаю. На этапе создания НССО, объемных инвестиций, которые
необходимо было осуществить на этапе подготовки к закону, в первую
очередь ИТ решение, многие небольшие страховщики рвались в НССО и
оспаривали величину членских и вступительных
взносов, апеллируя даже в ФАС. Сама система функционирования рынка
страхования ОС ОПО и ОС ГОП предполагает не только членство в НССО, но и
выполнение обязательного условия по перестрахованию рисков в пуле НССО,
созданном в рамках выполнения требования законов
по этим обязательным видам страхования. Небольшая по размеру
страхования компания вынуждена более 95% риска отдавать в
перестрахование. Надежды на высокую прибыльность отдельных
страховщиков, напролом стремящихся на этот рынок, оказались и в самом
начале
пути нереализованными, а в случае снижения тарифов число таких
страховщиков только сильно увеличится.
- Может ли это привести к изменению политики НССО по отношению к своим членам?
- Одна из основных задач
НССО обеспечить гарантии выполнения обязательств по договорам
страхования, поэтому никакого пересмотра позиций в сторону послабления
требований к финансовому положению страховщиков при перестраховании
рисков и определении величины собственного удержания быть не должно.
- Будет ли рентабельным содержание НССО? Не планируется ли его
переориентировать на страхование жилья от ЧС и на экологические риски?
- «Содержание НССО» - это смета расходов, которая утверждается общим
собранием участников НССО. Нет прямой связи между объемом рынка ОСОПО и
ОСГОП и сметой расходов. Сейчас основная статья расходов НССО, насколько
я понимаю, это ИТ решения,
которые во многом облегчают возможности взаимодействия между
страховщиками, союзом и проверяющими и надзорными органами (ЦБ,
Ростехнадзор, Ространснадзор). Решение по пересмотру сметы – ее
увеличение или сворачивание каких-либо проектов, осуществляемых НССО
– решение общего собрания. В зависимости от конструкции закона по
страхованию жилья вообще отдельным вопросом должен стоять вопрос о месте
и роли какого-либо союза, а в случае развития экологического
страхования, на мой взгляд, очень разумно это страхование
включить в сферу деятельности НССО.