добавлено 28.04.2015 12:31
автор korins.ru
НССО активизирует работу по
информированию граждан о праве на выплаты по ОСГОП
Банк России, проанализировав статистику за 2013 год по
обязательному страхованию ответственности перевозчиков, посчитал ее
недостаточной для выводов о тарификации в этом виде страхования. Для каких-либо выводов понадобится статистика в разрезе 3-5 лет.
ЦБ также полагает
необходимым проводить работу по повышению уровня информированности граждан о
праве на компенсации в силу высокой социальной значимости этого вида
страхования.
Банк России сделал вывод о недостаточности имеющихся форм
статистики в области обязательного страхования ответственности перевозчиков
перед пассажирами (ОСГОП) для анализа тарифов в этом виде страхования. Выводы
по итогам мониторинга значений страховых тарифов в ОСГОП, применяемых в 2013 году,
опубликованы в последнем выпуске "Вестника Банка России".
В
частности, Банк России по результатом проведенной работы счел целесообразным
обратиться в Минфин РФ с просьбой внести в федеральный план статистических
разработок дополнительные формы отчетности для пассажирских перевозчиков, что
позволит точнее проводить мониторинг ценовых значений применяемых в ОСГОП
тарифов.
Ведомственная
статистика по пассажирским перевозчикам должна быть дополнена рядом показателей,
считают в Центробанке. К примеру, целесообразно дифференцировать информацию о страховых
событиях и о пострадавших. Предполагается ввести категории данных по видам перевозчиков,
а также разделить пострадавших по степени тяжести полученного вреда.
Основой
для получения информационно-статистического массива данных Банк России считает
ведомственную и информацию, поставленную страховщиками ОСГОП Национальному
союзу страховщиков ответственности (НССО).
Комментируя
некоторые выводы Банка России по итогам мониторинга состояния тарифов в ОСГОП в
2013 году, президент НССО Андрей Юрьев пояснил, что "союз много
сделал для формирования информационного ресурса в ОСГОП". По его словам,
"для страховщиков ответственности крайне важно иметь доступ к первичной
информации Росстата. Это позволит перепроверить данные по заключенным договорам
ОСГОП, предоставленные пассажирскими перевозчиками в официальном порядке".
А.Юрьев
добавил, что "данные, декларируемые перевозчиками, порой расходятся с
данными страховщиков их ответственности, однако выявить эти нестыковки удается
только косвенным образом: ситуация со статистикой по перевозчикам недостаточно
прозрачна и полна для построения четких выводов, в том числе об уровне
убыточности в этом виде страхования".
Также
одним из приоритетным шагов в информировании граждан является проводимая работа
по взаимодействию с МЧС России. Планируется, что МЧС будет информировать о
правах на компенсации, предусмотренных законами об ОПО и ОСГОП, с помощью своей
системы ОКСИОН - электронных табло, которые расположены в местах массового
скопления людей. В настоящий момент обсуждается формат информирования и
сценарии роликов и текстов для показа на информационных табло.
В
мониторинге достаточности тарифов в ОСГОП за период 2013 года
мегарегулятор назвал полученные по итогам первого 2013 года страхования
ОСГОП данные "нерепрезентативными".
Статданные
охватывают неполный страховой период, поскольку договоры ОСГОП в этом новом
виде страхования начали заключаться с середины марта 2013 года. Банк
России отмечает в опубликованном документе, что охват обязательным страхованием
автобусного транспорта составлял чуть более 80% за прошедший период.
Кроме того, говорится в мониторинге,
подготовленном департаментом страхового рынка Банка России, статданные по видам
перевозчиков отличаются высокой волатильностью, поэтому статистика за 2013 год
нерепрезентативна. Это объясняется разными причинами: значительной зависимостью
аварийности некоторых видов транспорта от погодных условий, которые отличаются год
от года, высокой долей катастрофических убытков по некоторым видам перевозок и т.д.
Это означает, что по данным одного года делать выводы об адекватности страховых
тарифов некорректно. Для объективных выводов о необходимости изменений значений
страховых тарифов необходима страховая статистика минимум за 3 года для автомобильного
(автобусного) транспорта и городского наземного электрического транспорта и минимум
за 5 лет – для остальных видов транспорта.
Банк
России полагает, необходимо повышение уровня информированности населения
о правах потерпевших на получение страховой выплаты. Федеральный закон № 67‑ФЗ носит ярко выраженную социальную
направленность. Любой гражданин, жизни, здоровью и/или имуществу которого был причинен
вред при пассажирской перевозке, имеет право на получение соответствующей денежной
компенсации. Однако имеющаяся статистика показывает, что, в то время как по ряду
видов транспорта (железнодорожный транспорт, внутренний водный транспорт) количество
потерпевших, обратившихся за страховой выплатой, соответствует или даже превышает
показатели ведомственной статистики, по ряду видов транспорта, в первую очередь
на автомобильном (автобусном) транспорте, количество потерпевших, обратившихся за
страховой выплатой, значительно уступает показателям ведомственной статистики.
Есть две объективные причины наблюдаемого расхождения.
Во-первых, как было отмечено выше, договоры страхования действовали в 2013 году
в течение срока, значительно меньшего, чем сам календарный год. Тем самым не все
случаи причинения вреда пассажирам вошли в страховую статистику. Во-вторых, охват
страхованием пассажиропотока по ряду видов перевозок оказался ниже 100%. Так, например,
по автомобильным (автобусным) перевозкам число застрахованных пассажиров в 2013
году составило 81,1% от перевезенных.
Другой причиной данного несоответствия является
недостаточная информированность населения о своем праве на получение страховой выплаты
в случае причинения вреда при пассажирской перевозке. Повышение информативности
пассажиров в отношении условий данного вида страхования должно являться одним из
приоритетных направлений деятельности регулятора, страховщиков, НССО и перевозчиков.