Вопрос увеличения объема обязательной цессии в пользу РНПК не обсуждался и не рассматривается. Об этом сообщил порталу Коринс.ру президент РНПК Николай Галушин, комментируя отчет S&P «Введение обязательной цессии может как поддержать российский рынок перестрахования, так и негативно повлиять на него».
В отчете говорится, что если объем обязательной цессии в пользу РНПК будет увеличен, это окажет дополнительное давление на другие страховые и перестраховочные компании на российском рынке, поскольку их способность выбирать перестраховочную компанию по собственному усмотрению будет ограничена.
«Такой сценарий не обсуждался и не рассматривается в качестве практически осуществимого», - отметил Н.Галушин.
Если по какой-то причине размер обязательной цессии будет пересмотрен это потребует изменения ряда нормативных документов ЦБ, например, в части доли перестраховщика в резервах прямого страховщика, добавил он.
В других условиях концентрации риска на РНПК не происходит, продолжил президент компании. «Ограничение осуществляется в рамках собственного аппетита РНПК к риску, а также распределению риска между перестраховщиками по решению самого страховщика-цедента, однако, данное утверждение не относится к санкционным рискам, в отношении которых РНПК является фактически единственным рынком перестрахования таких рисков», - сказал он.
В отчете аналитиков отмечается, что в случае увеличения обязательной цессии развитие российского рынка перестрахования может быть затруднено.
По словам Н.Галушина, в последние годы размеры внутреннего рынка перестрахования неуклонно падали, что связано с несколькими причинами:
- практически не осталось исключительно перестраховочных компаний (только РПО до появления РНПК)
- наличие избыточной емкости за рубежом
- затрудненный контроль за объемом средств, переданных в перестрахование за рубеж, на фоне жесткой борьбы со схемным перестрахование с 2014 года внутри РФ.
В 2016 году более 85% перестраховочной премии уходило на международный рынок.
«Соответственно, это утверждение неприменимо в отношении российского рынка перестрахования, но является прямым подтверждением того, что рынок российского перестрахования получит новый импульс развития за счет изменения географии перестрахования – с международного рынка на внутренний рынок РФ», - сказал президент РНПК.
Аналитики также полагают, что в целом появление новой организации - РНПК - может привести к ослаблению конкурентной позиции других российских и иностранных компаний на рынке перестрахования в России.
«Это утверждение может быть верным только в случае увеличения доли обязательной цессии, хотя такой вопрос даже не рассматривается», - отметил Н.Галушин. По его словам, появление РНПК создает дополнительную емкость на внутреннем рынке РФ, а также единственную возможную емкость для перестрахования санкционных рисков.
«Ситуация 2017 года показала, что произошла изменения географии перестрахования российских рисков с увеличением доли рисков, размещаемых в РФ», - отметил он.
Кроме того, по словам Н.Галушина, РНПК способствует сближению позиций страховых регуляторов стран ЕАЭС для создания перестраховочного пространства на территории стран ЕАЭС. Это будет способствовать облегчению размещения рисков страховщиков стран ЕАЭС в перестрахование, а также получать встречные объемы по перестрахованию.
Он также сообщил, что достижение желаемых планов РНПК по увеличению объема бизнеса, не связанного с обязательной цессией, возможно только в том случае, если правила поведения и ценообразования РНПК будут соответствовать ожиданиям страховщиков-цедентов при размещении рисков в перестрахование. «При этом надо учитывать, что основная конкуренция будет происходить между РНПК и международными перестраховщиками, занимающими доминирующее положение в общем объеме исходящего перестрахования, а не с российскими страховыми и перестраховочными компаниями, подписывающими доли в размещаемых в перестрахование российских рисках», - пояснил он.
Н.Галушин сообщил, что результаты РНПК по итогам 2017 года по факту будут ниже ожидаемых по объему прибыли. «Это связано с первым годом функционирования компании, объемом заработанной премии (значительно отличается в меньшую сторону в сравнении с объемом начисленной премии), рядом крупных убытков», - добавил он.