«Период охлаждения», в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки, будет увеличен до 14 календарных дней. Соответствующее указание Банка России вступит в силу 1 января 2018 года.
Возможность в течение пяти рабочих дней вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию появилась летом 2016 года и касалась практически всех популярных видов страхования, эффективно защищая права потребителей страховых услуг. Благодаря «периоду охлаждения» число жалоб в Банк России на навязывание дополнительных услуг при страховании неуклонно снижалось: по итогам июля 2017 года количество таких обращений уменьшилось почти в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В свою очередь Банк России разъясняет обратившимся гражданам, что «период охлаждения» также действует для возврата страховой премии, уплаченной при заключении договора потребительского кредитования с оформлением страховки.
При этом нередко оказывается, что пяти рабочих дней недостаточно для того, чтобы гражданин успел обратиться в страховую компанию с заявлением об отказе от договора страхования. Кроме того, согласно данным мониторинга, который провел Банк России, многие страховые компании предлагали своим клиентам более длительный «период охлаждения» по сравнению с минимальным, установленным нормативным актом регулятора.
Увеличение минимального срока, предоставляющего возможность отказаться от договора добровольного страхования, позволит не только повысить защиту прав и законных интересов страхователей, но и снизить негативные последствия от поведения недобросовестных участников рынка.
Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс:
- По нашим данным, уже сейчас число жалоб на навязывание дополнительных услуг близко к нулю.
Российский союз автостраховщиков несколько лет назад ввел практику периода охлаждения, которая затем была закреплена решением ЦБ.
Благодаря этой мере и запуску электронного полиса ОСАГО проблема навязывания дополнительных услуг (вместе с полисом ОСАГО) ушла в прошлое.
В то же время проблема осталась при предоставлении услуг банками при кредитовании. Здесь 14-дневнный срок периода охлаждения является промежуточным звеном.
Дело в том, что «период охлаждения» здесь был также введен, однако многие кредитные организации обходят его, применяя так называемые «кредитные схемы», при которых невозможно воспользоваться «периодом охлаждения». Сейчас эта проблема обсуждается на площадке экспертного совета Банка России совместно с Всероссийским союзом страховщиков и готовятся поправки в законодательство о потребкредите. Когда эти поправки будут приняты, проблема навязывания допуслуг будет окончательно решена.