Банк России призвал к координации в борьбе со страховым мошенничеством. Об этом заявил глава департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук на Международной конференции «Барьер-2017».
«Мы говорим о координации и необходимости совместных действий, но не всегда уделяем этому особое внимание. Это как в словосочетании, известном - «Да. Да. Нет. Да». Что у нас получается? Региональная специфика по борьбе с мошенниками - точно да. Действия мошенников - точно да. Ощутимые итоги - точно нет. Разрозненность наших действий - точно да. В этой парадигме мы пока и живем», - сказал он.
И.Жук отметил, что часть проделываемой работы имеет если не ощутимые итоги, но дорожные карты и конкретные действия. «Но если говорить про выжженную землю по борьбе с мошенничеством - этого пока не происходит. Где то эффективность действий приемлемая, а где-то в начале пути», - отметил глава департамента Банка России.
Он привел пример, что в Челябинской области после проведения межведомственного совещания и координации усилий через 4-5 месяцев мошенники стали покидать регион. Однако они перекочевали в соседние Курган и Екатеринбург.
И.Жук сообщил, что внутри ЦБ РФ ведется системная работа по вопросам борьбы с мошенничеством - ряд подразделений работает в этом направлении. В первом полугодии 2018 года регулятор планирует выпустить большой доклад по вопросам борьбы с мошенничеством. И.Жук призвал страховщиков принять активное участие в обсуждении этого документа.
Внутри Банка России действует специализированная структура, которая занимается вопросами мошенничества.
По вопросам взаимодействия с правоохранительными органами создана и действует межведомственная рабочая группа на базе ЦБ.
В данном направлении важно обратить внимание на расширение использования информационных технологий в сфере страхования - так называемая «дигитализация» рынка. С ростом продаж ОСАГО в электронном виде активизировались мошенники и воспользовались несовершенством нормативной базы. В связи с этим Банк России планирует ввести временную франшизу на вступление электронных договоров в силу, чтобы полис ОСАГО не покупался лишь после совершения ДТП.
В вопросах борьбы с мошенничеством возрастает роль саморегулируемой организации - ВСС, других страховых союзов, которые определяют правила профессиональной деятельности. «Правила профдеятельности и координация усилий должны убрать проблему. Ситуация, когда каждая компания придумывает свое колесо, не даст координации», - сказал он.
При этом потребителю должна быть понятна услуга, и он должен получать возмещении в полном соответствии с законом.
Кроме того, в вопросах борьбы с мошенничеством не позволяет продвинуться уровень IT-взаимодействия и финансирования этих систем. «Мы иногда делаем запросы к профсообществу и получаем разные ответы по поводу состояния дел по борьбе с мошенничеством», - отметил И.Жук.
Глава департамента призвал страховое сообщество усовершенствовать возможности Бюро страховых историй, чтобы можно было полноценно пользоваться информацией из нее и предотвращать мошенничество.
Кроме того, во втором квартале 2018 года Банк России хотел бы получить конкретные цифры в денежном выражении по объемам страхового мошенничества.
При этом регулятор ждет от страховщиков создания агрессивной среды в вопросах борьбы с мошенниками наряду с постоянным повышением качества услуг. «Вы должны нас убедить, что действия по борьбе с мошенничеством носят для вас неотвратимо-активный характер», - сказал он.
Кроме того, через СМИ необходимо информировать региональные органы власти о фактах мошенничества, выявленных страховыми компаниями.