В пятницу, 3 ноября, в пресс-центре журнала «За рулем» в рамках Всероссийской недели сбережений прошел информационно-разъяснительный семинар «Особенности оформления европротокола при ДТП», в рамках которого участники научились оформлять извещение о ДТП за 15 минут.
Спикерами мероприятия выступили Сергей Смирнов, редактор журнала «За рулем», юрист, автоэксперт, и Михаил Порватов, начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА).
Открывая семинар, Сергей Смирнов отметил, что европротоколом в обиходе называют как сами бланки извещений, так и процедуру упрощенного оформления ДТП без вызова сотрудников полиции. Но для его оформления необходимо выполнение нескольких условий:
• в ДТП участвовало 2 автомобиля;
• не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пассажиров, пешеходов;
• ущерб нанесен только автомобиля участников ДТП;
• водители солидарны с тем, кто виноват в ДТП (разногласия отсутствуют);
• у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО.
Спикеры рассказали, что обычно бланк европротокола выдается при оформлении полиса ОСАГО в офисе страховой компании. Такой бланк удобен тем, что является самокопирующимся, соответственно, у водителей нет необходимости заполнять извещение дважды. Однако, если выданный бланк уже использован, а в офис страховщика нет времени зайти, эксперты порекомендовали скачать бланки из баз информационно-правовых систем, доступных в интернете, распечатать их и возить с собой. Страховщики примут корректно заполненное извещение в любом виде.
Михаил Порватов обратил внимание участников семинара на то, что договор ОСАГО – одно из важнейших условий оформления европротокола, поэтому прежде, чем начать заполнять европротокол, необходимо убедиться в том, что полис ОСАГО у сторон подлинный. Это может сделать на сайте РСА любой желающий, не только сотрудники ГИБДД. «Иначе в итоге вместо страховой защиты автовладелец остается просто с ненужной бумажкой, от которой ничего не зависит. Страховщик после заключения договора ОСАГО обязан в течение 1 рабочего дня передать сведения об этом договоре в систему Российского союза автостраховщиков. Единственная ситуация, когда у человека настоящий полис, а сведения о нем в базе не пробились (при условии что страховщик надлежаще выполняет свои обязанности по передаче сведений о заключенных договорах страхования в базу данных РСА) – человек только что купил полис, поэтому страховщик его данные не передал. Но таких случаев, естественно, очень мало», - сказал он.
После того, как подлинность полиса ОСАГО подтверждена, водители убедились в отсутствии разногласий, можно приступать к заполнению извещения о ДТП. "Так как это упрощенная процедура оформления ДТП, без присутствия сотрудников полиции, в графах 4-6,8 необходимо поставить галочку в поле «Нет», именно эти пометки говорят о том, что оформление европротокола возможно и законно. Здесь важно помнить, что исправления в документе не допускаются, поэтому постарайтесь заполнять его максимально аккуратно", - пояснил С. Смирнов.
Эксперты напомнили, что извещение состоит из двух частей, для каждого водителя-участника ДТП. Документ может быть заполнен как одним автовладельцем полностью, так и обоими водителями поочередно. При этом характер повреждений можно описать любыми словами без использования специальной терминологии. «Сотрудники страховой компании переведут то, что написано в извещении в части описания повреждений, на «нормальный язык», указав, что «продолговатая штука сзади» - это задний бампер», - рассказал Сергей Смирнов.
При отрисовке схемы ДТП в п. 17 эксперты рекомендовали нарисовать изображение автомобилей в момент столкновения. На схеме необходимо отобразить дорогу с сохранением разметки, указать направление движение автомобилей, указать адрес места ДТП, ближайший номер дома, дорожные знаки, светофор. Такая схема позволит максимально точно идентифицировать место ДТП. Помимо схемы сделать как можно больше фотографий происшествия. «Хоть они официально и не требуются, они помогут в случае возникновения спорных ситуаций», - добавил М. Порватов.
Пример схемы ДТП
«Когда вы с другим участником ДТП договорились о том, кто виноват, убедились в подлинности полиса ОСАГО и решили заполнить европротокол, вам необходимо уехать с места происшествия, чтобы не создавать пробку. Обращаю внимание, что на лицевой стороне бланка должны стоять 4 подписи: в пунктах 15 и 18. Что касается второй страницы европротокола, где вас просят подробно описать обстоятельства ДТП, ее можно заполнить дома, в спокойной обстановке. Главное предоставить европротокол в страховую компанию в течение 15 дней после ДТП», - уточнил Сергей Смирнов.
После разъяснительной части участникам семинара было предложено заполнить европротокол самостоятельно, сразу за обоих водителей. В среднем процесс занял от 12 до 20 минут, а количество ошибок при заполнении – 2 шт. (не были поставлены галочки). Вопросов по его заполнению не возникло и у тех, кто не является водителем.
«Конечно, в реальной жизни время заполнения увеличится, так как вам придется переписывать данные с настоящих документов, поискать номер дома, плюс стресс-фактор. В любом случае, даже неподготовленный автовладелец потратит на заполнение бланков минут 30, так как европротокол состоит всего из 18 пунктов, содержание которых понятно каждому».
В завершение все присутствующие подтвердили, что трудностей в оформлении европротокола не возникает, сложности возможны только на этапе оценки повреждений. «В ситуации, когда остаются сомнения, необходимо вызывать сотрудника полиции», - подытожил М. Порватов.
Справочно:
«Европротокол» (Европейский протокол) – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно зафиксировать факт ДТП для дальнейшего обращения в страховую компанию за получением возмещения. Максимальный размер возмещения по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, для Москвы и Московской области, а также для Санкт-Петербурга и Ленинградской области при оборудовании автомобиля технологией глобальных спутниковых навигационных систем размер возмещения ущерба может составить до 400 тысяч рублей.