Жизнь > ВСС озвучил стратегические задачи для здорового развития рынка
добавлено 12.07.2017 12:36
автор korins.ru
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс озвучил основные положения стратегии "здорового" развития и роста страхового рынка в ходе Конференции ВСС в Санкт-Петербурге.
КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ
Президент союза назвал ключевые тренды развития рынка в 2016-2018 годах.
По его словам, главными драйверами рынка в этот период выступают страхование жизни, ДМС и другие виды личного страхования, которые проявили активное развитие.
Президент союза отметил разворот тренда в сегменте автоскаско, который показывает рост сборов в условиях роста продаж новых авто. "Убыточность стабилизировалась, не сбылись опасения по поводу демпинга", - сказал И.Юргенс.
Страховщики отмечают стабилизацию расходов на ведение дела (РВД) и КВ, которые находятся на минимальном
за много лет уровне.
Президент ВСС заявил о дальнейшем развитии IT-систем и росте онлайн-продаж, не только за счет e-ОСАГО,
но во многих розничных видах.
ПОЗИТИВНЫЕ ИТОГИ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ
Президент ВСС отметил, что усилиями регулятора и страхового сообщества за последние годы достигнут ряд позитивных результатов, которые в дальнейшем будут "играть" на развитие отрасли.
"В области регулирования произошло улучшение качества активов страховщиков, переход на единый план счетов, на отчетность по МСФО, повышение прозрачности и устойчивости отрасли", - сказал он.
Технологическое развитие рынка отмечено телематикой, продуктами с франшизой, ростом онлайн-продаж, цифровыми экосистемами для клиента, нейросетямм и анализом big data.
Происходят инфраструктурные изменения: создано Бюро страховых историй, сформировано СРО на базе ВСС, создана РНПК, запущен единый агент РСА, е-ОСАГО.
ОПАСЕНИЯ
По словам И.Юргенса, в настоящее время вызывает опасение "квазиогосударствление" рынка и популизм против страхования.
"Это создание различных фондов и даже видов страхования на базе государства. Например, государственный компфонд для решения проблем обманутых дольщиков вместо страхования ответственности застройщиков, обсуждение идеи государственного страховщика ОСАГО и так далее", - сказал он.
И.Юргенс добавил, что порой некорректно трактуется "социальная ответственность" в страховании. "Это относится к утверждениям: платить даже не по страховым случаям, "страхователь всегда прав", тарифы
в ОСАГО рассматриваются не с точки зрения актуарной и экономической,
а как политический вопрос.
Как итог – необходимость создания нерыночного механизма санации страховых компаний в массовых сегментах. Например, специального фонда ЦБ для докапитализации страховщиков, в том числе столкнувшихся с высокой убыточностью ОСАГО", - отметил И.Юргенс.
"Искусственное регулирование приводит экономику к гораздо более высоким издержкам - за санацию в итоге платит госбюджет (налогоплательщики). Поэтому необходимо поощрять рыночные механизмы", - добавил он.
РЫНОК ОТРЕГУЛИРУЕТ
И.Юргенс назвал ряд рыночных механизмов, которые позволят достичь "здорового" и качественного роста и развития страхового рынка.
К ним относятся:
- Управление тарифами обязательных видов страхования для сбалансированности рынка;
- Органические стимулы для развития страхования – например, введение страхования вместо лицензирования профессиональных видов деятельности;
- Отказ от практики создания многочисленных государственных институтов и фондов, заменяющих страхование.
- Коррекция правовой базы в соответствии с технологическим развитием рынка;
- Повышение финансовой грамотности россиян и доступности страховых услуг.
"Страховой рынок доказал свою способность развиваться с точки зрения клиентоориентированности и эффективности при применении рыночных механизмов: уровень жалоб на страховщиков падает. Растет доля урегулированных случаев среди заявленных. Уровень РВД и убыточности в рыночных видах страхования снижается, это касается автокаско и ДМС", - пояснил он.
ЗАДАЧИ ДЛЯ РЫНКА
И.Юргенс сообщил, что важная работа рынку предстоит в части улучшения имиджа отрасли. К этому направлению можно отнести борьбу с "мисселингом", в частности,
в инвестиционных программах, повышение клиентоориентированности страховщиков; уменьшение числа жалоб клиентов; измерение уровня финансовой удовлетворенности потребителей страховых услуг. "Страховщикам также предстоит усиление работы по популяризации страховых услуг, повышению уровня доверия потребителей и уровня страховой культуры. Планируется внедрение базовых стандартов, описывающих процессы продажи страховых услуг и взаимодействия со страхователями, согласованных регулятором
и представителями страхового рынка. И конечно же, необходимо повышение прозрачности и доступности оказания страховых услуг", - рассказал президент союза.
Перед рынком также стоит ряд экономических задач, в том числе расширение продуктовой линейки и либерализация страховых тарифов
в обязательных видах страхования; создание системы обязательных и вмененных видов страхования с одновременным выходом государства из программы гарантирования и регулирования отраслей, внедрение рисковой составляющей в систему ОМС.
"Мы говорим о развитии комбинированных/гибридных видов страхования, в том числе комплексных продуктов, включающих страховую защиту, развитие взаимного страхования. Предполагается участие страховщиков в пенсионном страховании наравне с НПФ (ИПК). Мы рассчитываем на рост доли страховых взносов в ВВП, ежегодные 20-процентные темпы прироста премий по добровольным видам, стабилизацию комиссионного вознаграждения на уровне 20%. Доля инвестиций страховщиков должна вырасти до уровня 10% ВВП, а также ждем развития новых финансовых институтов (инфраструктурные бонды)", - пояснил И.Юргенс.
Президент союза отметил, что в части нормативного регулирования отрасли можно выделить следующие задачи необходима активизация работы по защите страховщиков от правового злоупотребления
со стороны потребителей и посредников.
Требуется также внедрение пропорционального регулирования до конца 2018 года, повышение открытости статистики, внедрение Solvency II.
"Нужны также регуляторные стимулы для развития страховой отрасли: налоговое стимулирование, а также замена государственных надзорных и регуляторных функций страховыми инструментами, в частности, замена лицензирования страхованием ответственности", - продолжил он.
Рынок также должен быть нацелен на развитие саморегулирования в отрасли, создание равновесной системы
с балансом государственного и саморегулирования, в частности, переход ЦБ на систему управления по целям, передача части надзорных полномочий СРО, внедрение института страхового омбудсмена.
Этот блок включает в себя регулирование страховых посредников, включающее как общее регулирование их деятельности, так и регулирование уровня вознаграждения.
И.Юргенс также назвал стратегические технологические задачи. Это снятие барьеров для электронного заключения договоров – формирование законодательной базы, необходимой для проведения всех операций от продажи полиса до урегулирования убытков в электронном виде (в том числе,
с использованием функционала СМЭВ).
К этим задачам относятся и повышение доступности и мобильности страховых услуг; увеличение доли электронных полисов до определенного уровня (в %); снятие нормативных барьеров для электронного заключения договоров.
"Нельзя не сказать о создании релевантной ИТ-инфраструктуры: формирование единой ИТ-платформы для процесса урегулирования убытков, использование Госуслуг для продажи электронных полисов страхования. Продолжаем наполнять и развивать Бюро страховых историй. Должно также произойти снижение стоимости услуг за счет внедрения технологий", - отметил И.Юргенс.