Комиссия правительства РФ по законопроектной работе одобрила проект изменений в закон об ОСАГО, касающийся порядка оформления европротокола. Об этом сообщается на официальном сайте правительства РФ.
Законопроектом, в частности, предлагается повысить с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей максимальный размер страхового возмещения по ДТП, оформленному по европротоколу без фиксации обстоятельств техническими средствами контроля и другими устройствами.
Законопроектом предлагается повысить с 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей максимальный размер страхового возмещения по ДТП, оформленному по европротоколу без фиксации обстоятельств техническими средствами контроля и другими устройствами, говорится в сообщении правительства.
В связи с невозможностью оборудования всех используемых в России транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП и удовлетворяющими требованиям закона об ОСАГО, существует необходимость использования альтернативных вариантов фиксации и передачи страховщикам информации о фактах и обстоятельствах ДТП, произошедших на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, отмечается в сообщении.
Законопроектом в качестве альтернативного варианта фиксации и передачи страховщикам такой информации предлагается использовать программное обеспечение для мобильных устройств, позволяющее, в частности, проводить фотосъёмку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП и передавать зафиксированные данные в АИС ОСАГО.
Предлагается также установить, что документы о ДТП могут быть оформлены его участниками по европротоколу независимо от наличия у них разногласий относительно обстоятельств ДТП. При этом страховое возмещение будет производиться в пределах 100 тыс. рублей при условии фиксации обстоятельств ДТП техническими средствами контроля или другими предусмотренными законопроектом устройствами.
Комментарий президента РСА Игоря Юргенса:
- Отмена условия об обязательном отсутствии разногласий относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений приведет к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу. Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника ДТП будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что маневр перестроения при продольном столкновении совершил другой автомобиль.
Учитывая негативную судебную практику, страховщики при наличии таких противоречивых показаний вынуждены будут платить по 50% каждому участнику ДТП. Это приведет к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объеме, а виновники ДТП будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию – защита имущественных интересов потерпевших.
Поэтому считаем, что необходимо в спорных ситуациях (когда у участников есть разногласия относительно обстоятельств ДТП) вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД для фиксации всех обстоятельств и проведения административного расследования.
Повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. Это может привести к значительному росту страхового мошенничества. Большинство добросовестных граждан не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются лимитом 50 тыс. рублей.
Фиксация обстоятельств ДТП только одним из способов (техническими средствами контроля, обеспечивающими некорректируемую регистрацию и передачу страховщику информации о ДТП, или иными предусмотренными законопроектом устройствами, или с использованием мобильного устройства) не позволит достоверно установить все обстоятельства страхового случая, все повреждения транспортных средств и иную информацию, необходимую страховщику для признания страховым случаем. Например, если участники ДТП зафиксируют обстоятельства ДТП только с помощью фотосъемки ТС после ДТП, то не исключается риск мошенничества, риск искажения информации о месте совершения ДТП и т.д. Поэтом предлагаем установить, что для выполнения требований по «безлимитному европротоколу» обстоятельства ДТП должны фиксироваться обоими способами.