Страховые медицинские организации являются важнейшим звеном пациентоориентированной системы здравоохранения. Об этом заявил советник председателя Федерального фонда ОМС Игорь Селезнев, комментируя внесенный в Государственную Думу законопроект, содержащий нормы о выведении страховых медицинских организаций (СМО) из системы обязательного медицинского страхования.
«Это одна из законодательных инициатив, направленных на регулирование сферы, о которой авторы, как правило, имеют не полное и не совсем верное представление, – о том, как это устроено и работает на самом деле», - заявил он.
По его словам, страховщики - это первичный элемент персонифицированной медицинской помощи, начинающейся с получения полиса ОМС. «Конечно, новые механизмы индивидуальной, адресной работы с застрахованными гражданами требуют настройки. Мы работаем над этим вместе со страховыми компаниями. И эта работа будет продолжаться. Но уже сейчас понятно, что стратегическое направление развития системы обязательного медицинского страхования выбрано верное», - отметил И.Селезнев.
По его данным, за прошлый год страховыми компаниями создано почти сто контакт-центров, подготовлено свыше 6,5 тысяч страховых представителей. Более 90% проблем застрахованных по ОМС решается при первом обращении на горячую линию СМО. «Мы видим рост доверия населения к такому институту как страховой представитель, который как раз напрямую помогает конкретному застрахованному в устранении возникших проблем. Количество обращений на «горячие линии» выросло более чем на 20% - с 482,9 тысяч в 1 квартале 2016 года до 587,4 тысяч за аналогичный период 2017 года», - продолжил представитель фонда.
Введение института страховых представителей, открытие контакт-центров, широкомасштабное индивидуальное информирование застрахованных позволяет повышать показатели профилактической работы, добавил он. Если за первый квартал 2016 года диспансеризацию прошли 3 млн 900 тысяч человек, то за аналогичный период 2017 года - уже 4,5 млн. человек. Благодаря разработанному и утвержденному регламенту взаимодействия лечебных учреждений, территориальных фондов ОМС и страховых медицинских компаний выстраивается оптимальная маршрутизация пациентов, уже позволившая сократить сроки прохождения диспансеризации в 4,2 раза.
«Страховые компании осуществляют колоссальный объем экспертной работы, по сути, являясь основой действующего института контроля качества медицинской помощи», - добавил И.Селезнев. В 2016 году ими проведено около 26 млн. медико-экономических экспертиз, экспертиз качества медицинской помощи – порядка 13 млн.
«Что же касается расходов на содержание страховых медицинских компаний, непонятно откуда и зачем уважаемый автор законопроекта взял эти цифры, неоднократно нами опровергнутые», - отметил И.Селезнев.
В 2015 году расходы страховых компаний, работающих в обязательном медицинском страховании, составили 15,1 млрд. руб., в 2016 г. меньше - 14,8 млрд. рублей. В относительных показателях это 1% и 0,95% от объема выделяемых на оплату медицинской помощи средств соответственно. «Любая коммерческая компания может позавидовать такой эффективности», - добавил он.