добавлено 10.03.2015 08:50
автор korins.ru
Практически все
заинтересованные ведомства не поддержали идею введения «каникул» в ОСОПО,
сообщил первый зампредседателя правления «Согаза» Николай Галушин по итогам
совещания у первого заместителя аппарата правительства РФ Максима Акимова,
которое состоялось 6 марта.
«Позиция Минэкономразвития
осталась неизменной, позиция всех других ведомств - против «каникул». По итогам
этого совещания будет подготовлен протокол и доклад председателю правительства
об исполнении пункта 21 антикризисной программы», - сказал Н.Галушин.
Он добавил, что МЧС,
которое ранее поддерживало инициативу, теперь выступает за сохранение действия
закона об ОСОПО.
В протоколе будет
зафиксирована поддержка уже подготовленного Минфином проекта поправок в
действующий закон. «Тем более и Минэкономразвития их поддерживает, была и
оценка регулирующего воздействия», - отметил Н.Галушин. В протоколе будет
прописан пункт о корректировке тарифов в этом виде обязательного страхования.
Н.Галушин отметил, что в
настоящее время в ОСОПО объем выплат такой же, каким он был до введения этой
системы, повысившей лимиты выплат, и когда действовал 116 федеральный закон.
«Сейчас объем выплат - приблизительно те же 200-300 млн рублей, которые были до
2012 года. Объяснить невозможно, почему при значительном увеличении выплат по
жизни до 2 млн рублей ровным счетом ничего не поменялось. Либо это какая-то
фатальная ошибка при расчете тарифов, либо это искусственное сокрытие
информации об авариях. Ведь ничего радикального с точки зрения производства не
сделано», - добавил Н.Галушин.
Он отметил, что в третьем
пункте протокола будет прописано решение о создании рабочей группы совместно с
РСПП. «Чтобы крупный бизнес путем рейтингования обозначил несколько проблем,
которые требуют коррекции законодательных актов, принятых в 2012-2014 годах.
Эти проблемы касаются избыточного регулирующего воздействия на бизнес. Если в
этом рейтинге какие-то ведущие позиции будет занимать ОПО, тогда к этой теме
опять вернутся. Если по оценке бизнеса в приоритете корректировка ОС ОПО не
будет, то эту тему поднимать больше не будут вообще», - пояснил Н.Галушин.
В четвертом пункте
протокола будет положение о том, что работа по пункту 21 антикризисного плана
проделана и он отменен, добавил представитель компании.
Комментарий президента Национального союза
страховщиков ответственности (НССО) Андрея Юрьева:
Анализ экономической
эффективности введения «каникул» ОСОПО для российских промышленных предприятий
показывает, что расходы промышленных предприятий на ОСОПО составляют сотые или
тысячные доли процента от общих расходов; они в десятки и сотни раз меньше
расходов на обеспечение экологической безопасности – при средней стоимости
полиса ОСОПО в 30 тыс. рублей говорить о чрезмерной нагрузке на бизнес не
корректно. Так, например, доля расходов на страхование в рамках закона № 225-ФЗ
одной из крупнейших нефтяных компаний России составляет всего 20 копеек на
баррель добытой нефти.
При самостоятельном
возмещении ущерба владельцем опасного объекта разовые расходы могут составить
десятки и сотни миллионов рублей и стать чрезвычайно обременительными для
предприятия, ставя под вопрос возможность дальнейшей хозяйственной деятельности
(практика взыскания с владельцев опасных объектов средств ранее осуществленных
компенсационных выплат показывает, что даже через суд этого не удается сделать
– свободных финансов у некрупных предприятий нет). Предприятия априори
отказываются осуществлять возмещение ущерба в досудебном порядке, зная, что
большая часть пострадавших граждан избегает обращаться в суды.
Приостановка ОСОПО
приведет к ликвидации мониторинговых функций страхового сообщества за
состоянием промышленной безопасности и защиты в ЧС. Учитывая тот факт, что
Ростехнадзор и МЧС России фактически передали часть своих надзорных функций по
контролю за опасными объектами страховщикам это приведет к понижению уровня
безопасности опасных объектов и увеличению аварийности.
В настоящее время Банк
России в исполнение поручения правительства РФ ведет работу по мониторингу и
оценке адекватности страховых тарифов. По итогам проведенной работы тарифы по
большинству категорий опасных объектов будут уменьшены (финансовая нагрузка на
промышленные предприятия будет снижена без ущерба для социальной защищенности
граждан).
Анализ возможных
социальных последствий введения «каникул» для российских промышленных
предприятий показывает, что социальная защищенность граждан, безусловно, не
будет обеспечена на надлежащем уровне по ряду причин.
Так, статистика обращений
граждан за страховым возмещением говорит о том, что даже при наличии полиса
ОСОПО владельцы опасных объектов в настоящее время осуществляют действия по
сокрытию аварий и инцидентов, в которых причинен средний или легкий вред
здоровью потерпевших – работников предприятий (по причине нежелания подвергаться
штрафным санкциям со стороны надзорных органов и ухудшать статистику
аварийности). При отсутствии ОСОПО и самостоятельном возмещении вреда
владельцами опасных объектов данный процесс будет неконтролируемым, и работники
промышленных предприятий фактически будут социально незащищенными. Данную
ситуацию можно проиллюстрировать следующими цифрами – по общемировой статистике
на 1-го погибшего в аварии человека приходится порядка 10-ти раненых. Однако,
по данным АИС НССО, соотношение между погибшими и ранеными, обратившимися за
страховым возмещением составляет 1:1. Другими словами, 9 из 10 раненых,
пострадавших при авариях на опасных объектах, за страховым возмещением не
обращаются по причине того, что данные аварии были скрыты владельцами опасных объектов.
Пример аварии 15.07.2014 в
Московском метрополитене показал, что даже при резонансных происшествиях (когда
предприятие лишено возможности скрыть происшествие) и стабильном финансовом
состоянии предприятия (когда выплаты пострадавшим составляют незначительную
часть в общей доле расходов предприятия) функции по возмещению причиненного
потерпевшим вреда являются непрофильными для предприятия и, как следствие, не
могут быть реализованы надлежащим образом. Это приводит к невозможности возмещения
причиненного потерпевшим вреда в установленном законодательством порядке.
В условиях отсутствия
четкого механизма возмещения причиненного вреда гражданам, пострадавшим в
крупных происшествиях средства выделяются, как правило, из федеральных и
муниципальных бюджетов. Примером таких выплат могут служить компенсации,
выплаченные правительством Москвы пострадавшим 15 июля 2014 года в Московском
метрополитене.
Отсутствие ОСОПО повлечет
за собой увеличение выплат из муниципальных бюджетов, направленных на оказание
материальной помощи пострадавшим, не имеющим возможность оперативно получить
компенсацию от владельца опасного объекта.
С другой стороны,
необходимость осуществления выплат пострадавшим «из своего кармана» для многих
предприятий среднего и малого бизнеса может быть чревата разорением
(банкротством).
Оценка ежегодного
государственного доклада МЧС России о состоянии защиты населения и территорий
РФ от ЧС природного и техногенного характера позволяет сделать ряд выводов. Ежегодный
отчет МЧС России по итогам 2014 года с прогнозом ЧС на 2015 год в настоящее
время пока не подготовлен. По имеющейся на настоящий момент информации,
отдельные территориальные подразделения МЧС России (например, управление по
Амурской области и др.) не ожидают снижения количества ЧС в 2015 году.
Ранее прогноз МЧС России
(ежегодный отчет за 2013 год) предполагал снижение общего количества природных
и техногенных ЧС в 2014 году до уровня «ниже среднемноголетних значений».
Однако по факту в 2014 году произошел ряд крупномасштабных непрогнозируемых ЧС,
таких как наводнение в Сибири, нагонная волна в Краснодарском крае и Ростовской
области, катастрофа в Московском метрополитене и другие ЧС в регионах страны. В
условии ослабления надзорной деятельности за состоянием промышленной
безопасности и защиты в ЧС со стороны МЧС России и Ростехнадзора при устранении
мониторинговой функции ОСОПО – количество техногенных ЧС, безусловно, возрастет.