Клуб журналистов при Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) провел очередное заседание. В этот раз встреча была посвящена рынку страхования жизни.
В конце прошлого года ВСС получил статус саморегулируемой организации (СРО) на страховом рынке, в связи с чем в структуре союза произошли изменения. Клуб журналистов представил страховому пулу нового вице-президента ВСС Максима Данилова, который будет вести блок страхования жизни, и главу комитета ВСС по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни, созданного после преобразования союза в СРО, Максима Чернина.
Ранее действовавшие комитеты были расформированы в связи с оптимизацией деятельности комитетов и рабочих групп союза, необходимой после получения статуса СРО.
Также участие принял член президиума ВСС, президент Ассоциации страховщиков жизни (АСЖ) Александр Зарецкий.
Эксперты рассказали журналистам об основных направлениях развития и прогнозах по рынку страхования жизни, предложениях страхового сообщества по совершенствованию нормативно-правовой базы в отношении страхования жизни, а также ответили на вопросы журналистов.
«Теперь у нас в рамках ВСС есть свой отраслевой блок, который поможет активнее продвигать интересы нашего сегмента (рынка страхования жизни – прим.ред.), - сказал М.Данилов. - Это очень важно не только для страхования как такового, но и вообще для социального развития нашей страны. Мы в свою очередь в рамках АСЖ еще наметили основные таргеты, KPI и задачи, которые нам нужно реализовать в разумные сроки».
М.Данилов отметил, что он, как вице-президент ВСС по страхованию жизни, комитет ВСС по страхованию от несчастных случаев и развитию страхования жизни и АСЖ объединят усилия для того, чтобы выстроить корректные взаимоотношения с органами власти и смежными отраслями для гармоничного развития сегмента.
Актуальные тренды страхования жизни
М.Чернин рассказал об актуальных трендах страхования жизни. Он отметил, что «основным локомотивом роста» последние 3-4 года является инвестиционное страхование жизни (ИСЖ). Он пояснил, что ИСЖ – это микс страхования и управления деньгами. «Эти продукты нацелены на зарабатывание дополнительного дохода для клиента, поэтому это развитие носит некий достаточно однобокий характер, т.е. развивается один канал и один продукт - инвестиционное страхование жизни и банковское страхование», - сказал М.Чернин.
Гарантийный фонд страховщиков жизни
Эксперты рынка страхования жизни изложили позицию в отношении вопроса создания гарантийного фонда страховщиков жизни по аналогии с фондом страхования вкладов АСВ.
По словам М.Данилова, если вести речь о введении дополнительного института гарантирования, то необходимо «подумать о капитале страховых организаций». «У нас и так получаются достаточно серьезные ограничения и серьезные требования по платежеспособности. Наслаиваем еще и тут гарантирование. Теоретически, конечно, гарантирование сейчас находится в тренде не только в России, но и за рубежом, но, конечно, хочется, чтобы был баланс. Если мы придумываем дополнительный карман гарантирования, то, возможно,имеет смысл подумать о том, чтобы как-то либерализовать отношения к капиталу страховых организаций», - сказал он.
Он пояснил, что инвестиционная деятельность по гарантиям сильно зарегулирована. «Есть серьезные требования по структуре размещения, по типам эмитентов, по рейтингам… Плюс в сравнении с другими финансовыми институтами, которые продают инвестиционные продукты и перевешивают риск инвестиционный и кредитный на клиента, страхование себе этого позволить не может. Т.е. к нам очень высокие требования по капиталу», - сказал он.
Как прокомментировал М.Чернин, продукты по ИСЖ – это продукты с безусловной гарантией. Если страховщик гарантировал возврат взноса и, например, вложил фиксированную часть либо в депозит надежного банка, либо в высоконадежные корпоративные облигации, но тем не менее с этим банком или эмитентом этой облигации случился дефолт, то страховщик должен вернуть деньги клиенту из своих средств. В этом главное отличие продуктов ИСЖ от любого другого продукта страхования жизни, пояснил он.
А.Зарецкий отметил, что возврат вложенных средств должен гарантироваться инвестициями. «Я считаю, что если мы посмотрим внутренности инвестиционного страхования жизни, то этот продукт гарантирует возврат взноса через 5-7 лет, в зависимости от срока действия полиса. Этот возврат должен гарантироваться инвестициями», - сказал он.
«Здесь математика очень простая и задача ЦБ в принципе – залезть в каждую компанию и посмотреть активы, чем они занимаются. Если будет обнаружено, что эти гарантии ничем не обоснованы, это большая проблема. Для этого не нужно создавать, на мой взгляд, фонд, - отметил А.Зарецкий, добавив, что гарантии большинства компаний не должны вызвать беспокойства регулятора.
Также А.Зарецкий сказал, что вызывает беспокойство «перекос» в сегменте банковского страхования. Этому каналу свойственны чрезмерно высокие банковские комиссии, в том числе на продукты инвестиционного страхования жизни. «Сможет ли страховая компания дать обещанную доходность, во многом зависит от той комиссии, которую просит банк у страховой компании. Когда и банк, и страховая компания находятся в одной группе, можно договориться, я считаю. Это мое мнение со стороны. Там, где идет конкурентная борьба, мы видим, что комиссии зашкаливают. И размер комиссии, которую сейчас просят банки за то, что они продают этот продукт, он настолько высокий, что с моей точки зрения он делает вероятность зарабатывания какого-то дохода для клиента, по крайней мере даже близкого к депозиту, к нулю», - сказал он.
Налоговые льготы по продуктам страхования жизни
М.Данилов сообщил, что страховщики попросили Минфин РФ о том, чтобы перевести страхование жизни в состав инвестиционных налоговых вычетов.
Ранее замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил СМИ, что Минфин РФ считает справедливой просьбу страховщиков о налоговых льготах для граждан, заключивших договор страхования жизни, однако не планирует вводить никаких новых льгот до конца 2018 года.
«Алексей Владимирович (Моисеев) в полной мере осознает, что есть у нас некий арбитраж с другими отраслями. Он прекрасно понимает необходимость формирования длинного капитала в экономике и об этом открыто высказывается, что страхование жизни наравне с пенсионными деньгами – ресурс для формирования длинных частных вложений», - прокомментировал М.Данилов.
«У нас никаких противоречий в данном случае с Минфином нет. Вопрос, скорее, каким путем мы пойдем и как быстро к этому мы придем», - пояснил он, добавив, что есть еще ряд вопросов, которые необходимо решить. «На данный момент мы находимся в стадии первичного обсуждения того облика, того, как эта вся история должны быть», - пояснил он.
По словам М.Чернина, решение о замене социального налогового вычета, которым по закону могут воспользоваться те, кто приобрел полисы страхования жизни, на инвестиционный вычет "могло бы устранить арбитраж с другими отраслями финансового рынка". Социальный налоговый вычет в настоящее время действует по ставке 13% от максимальной суммы 120 тыс. рублей для физлиц, несущих расходы на медицину, образование, здравоохранение, благотворительность, страхование жизни и пенсионное обеспечение. Сумма такой льготы в год составляет чуть больше 15 тыс. рублей. При этом если человек несет затраты сразу по нескольким направлениям, сумма вычета разбивается соответственно.
В случае применения инвестиционного вычета расчёт происходит от суммы 400 тыс. рублей. Он доступен для клиентов, например, негосударственных пенсионных фондов и более привлекателен с финансовой точки зрения. Кроме того, такой вычет распространяется на финансовые продукты с пятилетним сроком, что больше соответствует продолжительности действия полисов страховщиков жизни.