добавлено 26.02.2015 15:02
автор korins.ru
26 февраля в Президент-отеле состоялась шестая Международная
конференция «Авиационное и космическое страхование в России», на которой
участники обсудили рынок космического и авиастрахования, вопросы безопасности
полетов и урегулирования убытков, ответственность перевозчиков.
Открывая мероприятие, президент РААКС Павел Шутов отметил,
что впервые на конференцию приехали представители организаций из Китая. «Сегодня
особый интерес вызывает развитие взаимоотношения между китайским рынком и рынком
России», - сказал он.
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и
Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс напомнил, что год назад,
собравшись на этой конференции страховщики говорили о том что, страна
втягивается в сложную экономическую ситуацию. «Но это были шутки по сравнению с
тем, во что она реально втянулась. Ровно год назад мы не могли себе представить
той глубины сложностей, с которыми мы столкнемся», - продолжил он.
Он поздравил участников конференции с тем, что в 2015 году
будет отмечаться двойной юбилей – 50-летие в глобальном масштабе космического
страхования и четверть века космического страхования в нашей стране.
«Настроения, однако, непраздничные. Падение темпов роста
перешло в стагнацию. В 2015 году реальный объем рынка сократится в любом
случае, по негативному прогнозу это произойдет даже с поправкой на инфляцию. Тем
не менее, в прошлом году страховой рынок в целом в России частично в результате
инерции, частично – в результате того, что правильно сгруппировался, вырос. Мы
преодолели психологический рубеж в 1 трлн рублей сборов. Я согласен с той
оценкой, что отрасль сложилась», - сказал он.
«Авиационное и космическое страхование в известной степени –
аристократия нашего рынка, здесь свои масштабы, свои проблемы. Но надо сказать,
что здесь есть и болевые точки: неподдающиеся коррекции тарифы, сильная
зависимость от мирового рынка. Страховщики не могут самостоятельно решить эти проблемы – не могут отменить санкции,
влиять на безопасность полетов, изменить практику тендеров. Но своя зона
ответственности у нас есть. Как представляется, многие ответы на вызовы будут
найдены в том числе на путях консолидации нашего движения к саморегулированию»,
- продолжил он.
И.Юргенс напомнил, что Россия в 2014 году была на первом
месте по числу космических запусков – 38. Более половины из них были
застрахованы в российских компаниях, в том числе членами РААКС. В 2014 году
была осуществлена одна из самых крупных страховых выплат в связи с аварией
ракеты Протон – 8 млрд рублей.
«Сформировалась относительно стабильная система
финансирования космических рисков в связи с системой субсидий предприятиям
отрасли из бюджета РФ. Мы активно участвуем в перестраховании по запускам
ракетной техники. Печальная ситуация с санкциями и понижением рейтингов
оказывает негативное влияние на это направление бизнеса. Но мы, надо отдать
должное нашим западным партнерам, не испытываем проблемы поиска соответствующих
емкостей», - сказал он.
По его мнению, положительным фактором является глобальная
реформа космической отрасли России и создание корпорации Роскосмос. «Мы надеемся,
что реформы принесут положительные изменения, как в области космической
деятельности России в целом, так и в секторе космического страхования в
частности», - добавил он.
По словам вице-президента РААКС Ильи Кабачника, «авиакатастрофы
в прошлом году занимали значительное место в новостях, и у обывателей могло
сложиться впечатление, что ситуация с безопасностью полетов крайне плохая». «На
самом деле, статистически это был очередной год, подтверждающий, что в мире
тенденция улучшения статистики безопасности полетов продолжается», - сказал он.
Другая черта 2014 года – это не столько риски, связанные с
безопасностью полетов как таковой, которая связана с технологическими вопросами
и человеческим фактором в авиационных происшествиях, но и риски – акты незаконного
вмешательства в деятельность гражданской авиации. «Год принес несколько
рекордных убытков, связанных с умышленным причинением вреда», - сказал он,
приведя пример с уничтожением самолетов в аэропорту Триполи летом 2014 года.
Еще одна черта ушедшего года – при небольшом количестве
катастроф четыре крупные катастрофы пришлись на суда двух компаний –
Малазийские авиалинии и Trans Asia.
Прогнозируемые проблемы 2015 года связаны с валютным курсом.
«Кроме того, мы последние пять лет привыкли жить в условиях расширяющегося
рынка.Мы, начиная работу с компаниями, понимали, что они будут расти. Сейчас ни
о каком росте не идет речи», - добавил И.Кабачник.
Для успешной и стабильной работы на авиарынке надо
максимально ответственно подходить к оценке рисков, добавил он.