Несмотря на постоянное снижение числа ДТП в течение последних 10 лет, уровень травматизма в результате автомобильных аварий остаётся высоким. Наиболее уязвимыми среди участников дорожного движения остаются пешеходы, и в особенности дети, сообщает экспертный центр "Движение без опасности".
С 2008 по 2014 г. число несовершеннолетних пострадавших было стабильно высоким, причём наибольшее количество ДТП произошло с детьми-пешеходами в возрасте 10-15 лет. В 2015-м ситуация несколько изменилась, и уровень смертности и ранений на дороге для этого возрастного сегмента снизился почти на 15 процентов. Однако цифра в этой графе остаётся тревожной: погибших – 311, раненных 10169 (из общего количества аварий с детьми от 0 до 16 лет – 19549).
Различие опасных и безопасных ситуаций для детей переходного возраста связано с высоким значением личностных характеристик и нечётким пониманием значимости таких факторов, как возбудимость, самоутверждение, ответственность и социальная смелость, которая во многом предопределяет поведение ребёнка, блокируя страх и вызывая необоснованные положительные эмоции. В частности, на дороге в группу риска попадают дети с недостаточным самоконтролем или высоким уровнем внешнего контроля: обычно это 10-11 лет, когда ребёнок только-только начинает учиться самостоятельности.
С одной стороны, в это время у юного пешехода реализуется биологическая особенность – удовлетворить исследовательскую потребность в различных жизненных ситуациях. Но с другой стороны, дети всё ещё «оглядываются» на взрослых: не стремятся к «острым ощущениям» и так справляются с задачей определения опасных дорожных ситуаций. Поэтому для этой возрастной группы эффективным будет обучение ПДД посредством исключительно положительной модели, которую даёт родитель (взрослый). Вот несколько простых поведенческих моделей:
- по тротуару следует двигаться как можно дальше от проезжей части;
- перед переходом посмотреть налево, направо и снова налево;
Сложнее обстоят дела с возрастом 12-15 лет, когда ребёнок, как правило, уже имеет некоторый опыт самостоятельных действий. Подросток оценивает дорогу в сравнении с другими возможными опасными территориями как вполне знакомую (менее опасную, менее непредсказуемую) среду. И здесь можно посоветовать демонстрировать подросткам реальные картины. Это может быть статистика в графиках, фото и видеоролики, в которых рушится привычная «модель предсказуемых действий». Хорошо запомнятся подростком обучающие и игровые фильмы, участие в экспериментах, расчётах, аналитических исследованиях, сравнениях и т.д. В отличие от более младшего возраста, в 12-15 лет ребёнку важно увидеть доказательную базу, а не просто прочитать сводку правил из учебника ОБЖ.
В этом возрасте дети (особенно мальчики) склонны к риску и «острым ощущениям». Этим, в частности, объясняется их интерес к компьютерным играм, способным поднять уровень адреналина, например, в игре «Беги или умри», где герой должен перебежать дорогу как можно ближе к проезжающим машинам. Экспертный центр "Движение без опасности" не рекомендует играть в эту игру и напоминает, что недавно уполномоченная по правам ребёнка при президенте Анна Кузнецова обратилась к начальнику Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации Виктору Нилову с просьбой проверить информацию о том, что эта игра побуждает подростков в реальной жизни перебегать дорогу вблизи приближающихся автомобилей.
Как было сказано выше, по своим биологическим особенностям ребёнок-подросток личным примером взрослого обучается трудно. Однако у него, в отличие от более младших детей, лучше развивается интерес к теме БДД. Экспертный центр рекомендует обращать его внимание на модные аксессуары (световозвращающие элементы, средства защиты), на изучение экзаменационных билетов как на будущую перспективу – катание на скутере или мопеде (как вариант, долгосрочная подготовка к овладению навыками управления мотоциклом или автомобилем).
Безусловно, задача предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма – это обязанность не только родителей, но и власти и общественных инициатив по профилактике БДД. Сегодня, в рамках поручения президента РФ Владимира Путина от 14 марта 2016 года, в РФ реализуется большое количество программ по сокращению числа участников и жертв ДТП среди детей и принимаются исчерпывающие меры по предотвращению случаев их смерти и ранений на дороге. Одна из таких программ была разработана недавно Российским союзом автостраховщиков (РСА), Госавтоинспекцией МВД РФ и экспертным центром «Движение без опасности» – «Сложности перехода», где с помощью широкомасштабных мероприятий, адаптированных для разных возрастных групп, до конца марта проводится профилактика в том числе и детского дорожного травматизма в 10 регионах РФ. В ближайшее время стартует ещё одна масштабная целевая профилактическая и образовательная деятельность на базе специальных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (автогородков). Она будет реализована в 10 регионах (Владимирская, Ярославская, Костромская, Тульская, Смоленская, Тамбовская, Воронежская, Калужская, Ленинградская области, Республика Хакасия) и за 2 года задействует 30 субъектов РФ.