Комитет Госдумы по международным делам на заседании в четверг рекомендовал нижней палате парламента принять проект закона о присоединении РФ к Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
Конвенция расширяет объем и размер ответственности перевозчика перед пассажирами за вред, причиненный при выполнении воздушных перевозок
С принятием Монреальской конвенции появится привязка компенсаций, выплачиваемым пассажирам или их родственникам, к искусственному платежному средству - специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех ведущих валют - доллара, евро, иены и фунта стерлингов.
Пределы ответственности перевозчика перед пассажирами определены в положениях статей 21, 22, 23 Конвенции. Согласно статье 21 Конвенции, в отношении вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира, не превышающего 100 тыс. специальных прав заимствования (СПЗ), или порядка 6 млн рублей, перевозчик не вправе исключать или ограничивать свою ответственность.
При этом сумма, которая должна быть выплачена пассажиру, равна размеру причиненного вреда, который определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 117 Кодекса. Согласно статье 117 Кодекса безусловная компенсация вреда, т.е. без доказывания пассажиром размера причиненного вреда, составляет 2 млн рублей - при причинении вреда жизни, или в случае причинения вреда здоровью - фиксированная сумма (в пределах 2 млн. рублей), установленная правительством Российской Федерации исходя из характера и степени тяжести причиненного вреда.
Исходя из того, что согласно Конвенции в пределах 100 тыс. СПЗ (6 млн. рублей) перевозчик не может исключать или ограничивать свою ответственность при международной перевозке, минимальная ответственность без доказывания пассажиром размера причиненного ему вреда составит 2 млн. рублей при причинении вреда жизни, а в случае причинения вреда здоровью - фиксированная сумма в пределах 2 млн рублей, установленная правительством Российской Федерации исходя из характера и степени тяжести причиненного вреда. Согласно статье 21 Конвенции в случае причинения пассажиру вреда при выполнении международных перевозок в размере большем, чем 2 млн. рублей, но менее чем 100 тыс. СПЗ, перевозчик также не вправе исключать или ограничивать свою ответственность.
При этом перевозчик освобождается от ответственности в сумме свыше 100 тыс. СПЗ, если докажет, что вред возник не из-за его небрежности или другого неправильного действия или бездействия, либо докажет, что вред возник вследствие небрежности или другого неправильного действия или бездействия третьего лица.