добавлено 12.02.2015 15:49
автор korins.ru
Первый заместитель председателя правления Согаза Николай Галушин:
«Ситуация на рынке ОСАГО
в последние несколько лет продолжает ухудшаться из-за постоянного роста
убыточности этого вида страхования. Рентабельность автостраховщиков снижается,
и внесенные в прошлом году изменения в закон об ОСАГО, а также рост судебных
издержек лишь усугубляют ситуацию.
ОСАГО – в значительной
степени социальный вид страхования, поэтому страховщики не вправе настаивать на
высокой маржинальности этого вида бизнеса. В то же время страховые компании не
могут работать себе в убыток: таким образом ставятся под угрозу, в первую
очередь, интересы тех, кого закон должен защищать – всех участников дорожного
движения. А сегодня уже общеизвестно, что ОСАГО во многих регионах откровенно
убыточно, что подтверждается фактически уходом отдельных страховых компаний из
регионов и даже полным уходом некоторых компаний из этого сегмента рыка.
В целом по стране
средняя выплата по ОСАГО по итогам 2014 года увеличилась почти на 24% по
сравнению с аналогичным периодом 2013 года - с 29 тыс. до почти 35,8 тыс.
рублей. При этом средняя премия по ОСАГО увеличилась всего на 360 рублей - до
3,5 тыс. рублей. На увеличение размера средней выплаты влияет комплекс
факторов, но главным образом – рост стоимости ремонта. Рост стоимости запчастей
на иномарки – а они составляют 70% автопарка в России – в результате падения
курса рубля напрямую отражается на объеме страховых выплат. В дальнейшем рост
выплат по ОСАГО только продолжится в связи планируемым увеличением лимита
выплат по жизни и здоровью со 160 тыс. до 500 тыс. рублей и в связи с другими
изменениями закона об ОСАГО, которые вступят в силу с 1 апреля 2015
года. Не стоит также забывать о повышении страховой суммы по «железу»,
пересмотре уровня износа, включении УТС, распространении выплат на
родственников осенью 2014 года. Без одновременной адекватной корректировки
тарифов экономика ОСАГО этих нововведений просто не выдержит.
Апелляция к опыту других
стран в вопросах корректировки страховых тарифов по виду страхования,
действующему в России, абсолютно не корректна. При расчетах и анализе
обоснованности тарифов мы пользуемся статистикой аварий, а также пострадавших и
погибших в авариях на российских дорогах и ориентируемся на стоимость ремонта
машин также в российских экономических реалиях. Более того, в зарубежном опыте
мы находим примеры как более низких, так и существенно более высоких страховых
тарифов, а также свободного тарифообразования в этом виде страхования. Мы
расцениваем, что расчеты тарифов на рынке ОСАГО и их возможные коррективы – это
первые шаги по направлению к либерализации страховых тарифов по ОСАГО в целом в
масштабах страны. Рынок, выведенный из состояния равновесия, очень скоро
восстановится, отреагировав ценой ОСАГО на фактическую убыточность по
территориям, возрасту, стажу водителей, характер эксплуатации транспортных
средств. Стабильность системы гарантируется компенсационным фондом РСА.