Доля физических лиц в добровольном медицинском страховании начинает активно расти. По оценкам СК «Спасские Ворота», в декабре 2016 года она составляет 15%, а на корпоративный сегмент приходится 75% всего рынка ДМС. Однако, корпоративный сектор находится в процессе стагнации. Первыми на ухудшающиеся экономические условия отреагировали банки и госкорпорации. Они сократили бюджеты на социальный пакет, куда входит ДМС, в среднем на 30-40%. Также оттоку клиентов способствует уход с российского рынка иностранных компаний.
Большинство компаний проводят оптимизацию бюджета и меняют пакеты услуг по ДМС. Многие исключают из пакетов услуг возможность использования полисов родственниками и детьми застрахованных сотрудников. Однако такой шаг позволяет сэкономить не более 15% от общей стоимости страховок, а лояльность и мотивация сотрудников может существенно снизиться.
При этом сегмент ДМС показывает положительную динамику. По итогам первого полугодия 2016 года он вырос на 4,2%. По прогнозу СК «Спасские ворота», прирост рынка продолжится и составит в 2017 году около 4,5%. Основную поддержку рынку оказал сегмент физических лиц, также прирост премий происходил за счет инфляции стоимости услуг медицинских учреждений.
По данным Банка России, доля страховых премий по ДМС в общей страховой премии СК составила 15,5% по итогам первого полугодия 2016 года. Выплаты по ДМС в сравнении с прошлым годом увеличилась на 1,5%, а скользящий коэффициент выплат сократился на 1,7%. По прогнозам СК «Спасские Ворота» в 2017 году выплаты покажут прирост не более 2%.
По данным НАФИ, в 2016 году треть российских предприятий оформила сотрудникам ДМС, и 61% из них планируют продолжать это делать в следующем году. Обратную связь о качестве медицинских услуг от сотрудников получают 55% руководителей организаций, предоставляющих такой пакет, и в основном отзывы положительные (42% против 13% негативных). Больше всего мнение сотрудников о качестве медобслуживания волнует руководство малых предприятий (76% информированы об отзывах работников), и доля позитивных оценок в этих компаниях значительно выше (68% против 35% в средних и 44% в крупных).
СК «Спасские Ворота» прогнозирует в ближайшие два года прирост доли физических лиц в добровольном медицинском страховании. К 2018 году она может вырасти до 25%. «Спрос на индивидуальные полисы ДМС сохранится еще около 3 лет, – считает Наталья Каримова, заместитель генерального директора по личному страхованию СК «Спасские Ворота». – Клиенты стали более заинтересованно подходить к вопросу выбора услуг, к качеству оборудования и квалификации врачей. Еще одним преимуществом страховых компаний является то, что по закону они должны хранить медико-экономическую статистику в течение 6 лет. Сейчас же лечебные учреждения могут эту информацию уничтожать в конце года».
Преимущество страховых компаний – знание медицинского рынка. При прямом прикреплении к ЛПУ, клиентам часто предлагаются расширенные пакеты услуг. Часть опций из таких пакетов людям попросту не нужна. Возникает логичный вопрос, зачем платить больше, если страховая компания может подготовить индивидуальный пакет, который будет стоить дешевле и включать только необходимые опции. СК «Спасские Ворота» отмечает тенденцию, что будущие страхователи с благодарностью принимают консультации от страховых компаний и воспринимают СК как полноценного партнера в вопросе взаимодействия с лечебным учреждением. Накопив медико-экономическую статистику страховые копании могут рекомендовать хорошие ЛПУ, конкретных врачей и оборудование, которое дает высокий результат обследования.
Источник: СК «Спасские Ворота»