Госдума на заседании в среду приняла в первом чтении поправки в закон об обязательном автостраховании (ОСАГО) о приоритете восстановительного ремонта над страховой выплатой.
Законопроект был подготовлен депутатом "Справедливой России" Михаилом Емельяновым и внесен в Госдуму в июне 2016 года.
Согласно документу, страховщик сам вправе выбрать, каким образом возмещать вред, причиненный транспортному средству: путем организации и оплаты восстановительного ремонта или путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему.
В документе также определяются требования к станциям технического обслуживания (СТОА), на которых осуществляется ремонт. В частности, они должны быть расположены не дальше 10 км от границы населенного пункта, в котором живет потерпевший, если его численность составляет более 500 тыс. человек, и не дальше 200 км от границы остальных населенных пунктов.
Как сообщалось ранее, законопроект не будет принят во втором и третьем чтении в осеннюю сессию. Комитет Госдумы по финансовому рынку принял решение установить месячный срок для подачи поправок ко второму чтению документа.
Правительство в официальном отзыве на законопроект предлагает существенно доработать законопроект при его подготовке ко второму чтению. В частности, предлагается четко определить способ возмещения страховщиком вреда по договору ОСАГО.
"Установление в законопроекте в качестве преимущественного способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, организации и оплаты страховщиком его восстановительного ремонта не должно носить лишь ограничивающий характер для потерпевших. Следует предусмотреть преимущества для потерпевших выбора такого способа возмещения вреда, в частности, исключение учета износа деталей, узлов, агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте, а также положения, направленные на защиту прав и законных интересов потерпевших", - говорится в официальном отзыве правительства.
Правительство рекомендует определить порядок возмещения вреда путем ремонта транспортного средства, если стоимость ремонта превышает размер страховой суммы по договору обязательного страхования, а также предусмотреть основания для выбора денежной формы возмещения вреда вместо натуральной.
При доработке законопроекта, по мнению кабмина, также нужно рассчитать дополнительные возможности для потерпевших, связанные с транспортировкой автомобиля к станции техобслуживания в том случае, если ДТП произошло далеко от места жительства страхователя. Потерпевший должен иметь возможность выбора СТОА из предложенного страховщиком перечня.
Как прокомментировал президент РСА и ВСС Игорь Юргенс, приоритет натурального возмещения в ОСАГО призван повысить доступность полисов без повышения тарифа.
Дискуссия о натуральном возмещении в ОСАГО шла с большим накалом, ключевой момент – это, конечно, приоритетность натурального возмещения. Убыточность из проблемных регионов с точки зрения активности автоюристов уже начала свободно перетекать по всей территории РФ, если в начале года речь шла о нескольких токсичных территориях, то сейчас счет перешел на десятки. Когда продажи Е-ОСАГО станут обязательными для страховщиков, естественно, поток продаж электронных полисов переместится в первую очередь именно в сторону проблемных зон. "На днях внеочередном собрании РСА мы фактически признали электронное ОСАГО еще одним «токсичным» регионом - распространили на него принципы действия единого агента РСА. Страховое сообщество со своей стороны предпринимает все необходимые шаги для нормализации ситуации, но если не ввести приоритетность натурального ремонта над денежной выплатой, то это приведет лишь к «подпитке» автоюристов, повысит убыточность ОСАГО, которая уже сейчас превышает отметку в 100%, а в ряде регионов достигает планки в 300%", - отметил И.Юргенс.
"В этой ситуации есть лишь два способа разрешить ситуацию, первый - повысить тариф, но мы против него, поскольку это станет лишь дополнительной подпиткой автоюристов. Второй способ - лишить юридических посредников доступа к деньгам через приоритет натуральной формы возмещениям", - сказал он.
"Мы также говорим и о том, что важнейшим преимуществом перед денежной выплатой для водителя оказывается тот факт, что натуральная выплата проводится без учета износа автомобиля. Денежная выплата рассчитывается по закону об ОСАГО с учетом износа деталей и узлов", - отметил глава РСА.