Институт финансового омбудсмена может стать обязательным в моторных видах страхования. Об этом заявил в интервью
телеканалу "Россия 24" руководитель службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг Михаил Мамута.
«Мы рассматриваем вариант постепенного введения обязательного характера этого омбудсмена, начиная с сегмента моторного страхования, при этом другие рынки могут пользоваться им на добровольных основах, и постепенно он должен стать всеохватывающим», - сказал он.
Кроме того, по его словам, введение приоритета ремонта поврежденного в ДТП транспортного средства над денежным возмещением должно быть поддержано появлением независимого института финомбудсмена. «Сейчас проходит реформа страхового рынка, переход на так называемое натуральное возмещение по ОСАГО. Эта новая форма взаимодействия страховой компании и потребителя услуги, то есть страхователя, с нашей точки зрения, должна быть поддержана появлением независимого института рассмотрения споров между потребителем и страховой компанией», - сказал он.
«Омбудсмен по своей сути - это внесудебный орган, который обладает специальными полномочиями, который очень хорошо понимает специфику отдельных финансовых рынков, в данном случае страхования, и который может быстро и справедливо принять решение в интересах той стороны, которая права. Это не всегда потребитель, это может быть и страховая компания», - отметил М.Мамута.
«Мы поддерживаем идею универсального института финансового омбудсмена, который может рассматривать любые споры», - заявил он, отметив, что сейчас реформа страхования повышает значимость появления данного института на этом рынке.
После принятия решения омбудсменом будет установлена специальная процедура для его вступления в силу. «Это может быть подпись сторон, это может быть какой-то временной период... Но суть в том, что до момента вступления в силу, когда стороны согласились с ним, любая из сторон может подать в суд на рассмотрение этого дела. И такое право есть у страховой компании. Но мы внимательно посмотрели международный опыт, и в некоторых странах, в том числе в Армении, что нам очень понравилось, действует режим так называемого добровольного отказа от права обращения в суд», - пояснил М.Мамута.
Судебные процессы очень дорогие, и если потребитель прав, то эти издержки ложатся в любом случае на страховую компанию. Однако решение омбудсмена в пользу страховой компании поможет решению проблемы «автоюристов», считает М.Мамута.
«Мы исходим из того, что для лидеров рынка этот институт (обмудсмена - прим. ред.) является позитивным сигналом, поскольку он делает все процессы рассмотрения споров легче и, в конечном итоге, эффективнее для всех сторон», - подчеркнул М.Мамута.