Система страховых представителей в обязательном медицинском страховании (ОМС) в РФ выстроена для оптимизации работы с обращениями граждан по страховому полису. Об этом рассказал на недавнем семинаре для журналистов, организованном Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), президент Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС), вице-президент ВСС Дмитрий Кузнецов.
По его словам, ранее в страховых компания работа по консультированию граждан РФ была выстроена по-разному, в том числе в каждой СК был свой состав специалистов для работы с застрахованными лицами. Сейчас же система страховых представителей сделала эту работу одинаковой для всех компаний, что позволило гражданам в любой точке РФ в случае необходимости обратиться за медицинской помощью, воспользовавшись полисом ОМС.
Уровень представителей поделен на три составных части, о которых рассказал Д.Кузнецов.
Специалист первого уровня (специалист контакт-центра):
- Осуществляет прием входящих звонков от застрахованных лиц (ЗЛ);
- Ведёт учёт обращений ЗЛ в установленном порядке;
- Консультирует ЗЛ:
• о праве выбора (замены) СМО и порядке получения полиса ОМС;
• о праве выбора МО и врача;
• о режиме работе МО;
• о порядке получения различных видов медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ ОМС;
- Информирует обратившихся ЗЛ о возможности прохождения диспансеризации и профосмотров;
- Осуществляет маршрутизацию входящих звонков в другие подразделения СМО в случаях необходимости более высокой квалификации для ответов на поставленные вопросы;
- На основании данных, сформированных специалистом второго уровня:
• осуществляет выборочный телефонный опрос ЗЛ, не прошедших диспансеризацию и профосмотры;
• осуществляет выборочное проведение опросов граждан о доступности и качестве медицинской помощи в МО.
Специалист второго уровня (страховой поверенный):
- Организует работу по рассмотрению обращений (письменных, устных) ЗЛ, поступивших от специалистов первого уровня и иным каналам обращения:
• информирует ЗЛ о порядке прохождения диспансеризации и профосмотров;
• содействует реализации права выбора застрахованным лицом медицинской организации, в том числе, оказывающей скорую медицинскую помощь, при его плановой госпитализации;
• информирует о перечне оказанных медуслуг и их стоимости, в виде выписки на бумажном носителе;
• консультирует ЗЛ, по вопросам оказания различных видов медпомощи (в т.ч. высокотехнологичной медпомощи), нарушения прав граждан при оказании медпомощи, связанных с качеством, доступностью и своевременностью оказания, взиманием платы за медицинские услуги, включенные в программу ОМС;
• организует взаимодействие со специалистами-экспертами в целях подготовки и проведения МЭЭ и ЭКМП по жалобам ЗЛ;
• при необходимости организует правовую поддержку ЗЛ в рамках досудебного и судебного разрешения спорного вопроса силами юридической службы СМО.
• ведёт учёт обращений ЗЛ в установленном порядке.
- Организует работу с ЗЛ для получения информированного согласия об индивидуальном сопровождении, информировании в целях их мотивирования к здоровому образу жизни и приверженности к лечению.
- На основании предъявленных к оплате реестров счетов осуществляет контроль прохождения I и II этапа диспансеризации и ведет аналитический учет застрахованных лиц;
- Ведет работу с ЗЛ, своевременно не прошедшими диспансеризацию.
Специалист третьего уровня (специалист-эксперт):
- Принимает участие в разрешении спорных случаев на основе письменных обращений (жалоб) ЗЛ, связанных с доступностью и своевременностью оказания медицинской помощи ЗЛ, взиманием платы за медицинские услуги, включенные в программу ОМС:
• проводит МЭЭ;
• осуществляет отбор случаев для проведения ЭКМП;
• организует очную экспертизу оказания медицинской помощи в момент получения медицинской помощи и иных случаях для контроля доступности медицинской помощи, соответствия условий ее оказания установленным показателям, соблюдения прав пациента;
• осуществляет контроль сроков и профиля госпитализации;
• ведёт учёт обращений ЗЛ в установленном порядке.
- Информирует застрахованных лиц о результатах рассмотрения обращения, выявленных нарушениях по результатам проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
- На основании предъявленных к оплате реестров счетов:
• анализирует показатели здоровья ЗЛ по результатам диспансеризации;
• при наличии индивидуального согласия анализирует своевременность прохождения ЗЛ диспансерного наблюдения и плановых госпитализаций и осуществляет работу с ЗЛ с хроническими заболеваниями, подлежащими диспансерному наблюдению, о необходимости своевременного обращения в МО для диспансерного наблюдения в целях предотвращения ухудшения состояния здоровья и приверженности к лечению.