За последние годы после прихода страховых компаний в обязательное медицинское страхование (ОМС) эта система претерпела значительные изменения. Об этом заявил президент Межрегионального союза медицинских страховщиков (МСМС) Дмитрий Кузнецов на семинаре для журналистов «Страхование в зеркале СМИ. Проблемы и реформы», организованном ВСС.
По его словам, в адрес ОМС и страховых медицинских организаций (СМО) звучит много критических замечаний, и все они популярны и общеизвестны. Глава союза в своей презентации привел основные мифы, которые сложились в сознании общественности в отношении ОМС и СМО.
Миф 1. Страховые компании потребляют более 10% всех средств ОМС
По данным Минздрава РФ в 2015 г. доля средств, направленных на формирование СМО собственных средств, составила 1% от суммы средств, направленных на оплату медицинской помощи.
Миф 2. Страховые организации получают больше половины своих доходов за счет начисления штрафов.
По данным ФФОМС в 2014 г. доля собственных средств СМО, сформированная по результатам штрафов составила 1,47% от общей суммы собственных средств, поступивших в СМО из ТФОМС на ведение дела
Миф 3. Сложившаяся страховая система не удовлетворяет ни врачей, ни пациентов и не привела к улучшению качества оказания медицинской помощи населению
Из ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ следует, что обеспечение качества медицинской помощи относится к вопросам организации здравоохранения, подготовки кадров, организации и обеспечения лечебно-диагностического процесса, а не к системе ОМС как виду обязательного социального страхования.
Согласно приказа МЗСР от 23.06.2010 № 541н организация работы коллектива медицинской организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению является должностной обязанностью главного врача медицинской организации.
Миф 4. СМО в основном выполняют функции передаточного звена для денежных потоков, не особо интересуясь результатами оказания медпомощи населению
В 2015 г. в системе ОМС по данным Минздрава РФ СМО было выявлено 52,6 млн. нарушений, что позволило сохранить в системе ОМС средства, которые в противном случае были бы необоснованно перечислены медицинским организациям (например, за приписки): в 2015 г. сумма, не подлежавшая оплате медицинским организациям в результате предъявления санкций за выявленные нарушения (с учетом штрафных санкций), составила более 72,1 млрд. руб.
Миф 5. На прямые и косвенные расходы, не связанные с оказанием медицинской помощи, расходуется до 14% и более средств ОМС
Согласно докладу МЗ РФ на заседании Правительства РФ 26.05.2016 г. на реализацию территориальных программ ОМС и оплату ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, в 2015 было направлено 92,1% расходов бюджета ФФОМС.
Миф 6. Врачи подвергаются несправедливым штрафам со стороны страховщиков
Страховые медицинские организации имеют право накладывать финансовые санкции только на медицинские организации, с которыми находятся в договорных отношениях, а не на врачей, которые по российскому законодательству не являются ни субъектами права, ни участниками обязательного медицинского страхования.
Миф 7. Исключить СМО из ОМС, передав их функции территориальным фондам ОМС
Передача Территориальным фондам ОМС функций СМО потребует увеличения численного состава постоянных сотрудников ТФОМС на 14 – 16 тысяч человек и увеличение более чем в два раза расходов на содержание аппаратов управления Территориальных фондов.
Миф 8. Отказаться от ОМС и вернуться к бюджетной модели финансирования медицинских организаций
Возвращение к бюджетной модели финансирования медицинских организаций фактически означает их кредитование под невнятные обязательства и вывод медицинских организаций из-под системы постоянного независимого контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.